023. Гозман, Скойбеда, абажуры и прочие дразнилки
Почему-то все самое яркое из репертуара злободневностей Отечества доходит до меня с неприличным опозданием. Вчера впервые узнал, что существуют в России человек Гозман, женщина Скойбеда, и что между ними запылал конфликт, в который – подумать страшно! – оказались вовлечены: весь Рунет, все Центральное телевидение, все радиостанции, а также – газеты, журналы, порталы и прочие корабли.
Разумеется, решил разобраться, чтобы создать собственное мнение по столь животрепещущему для страны вопросу. Честно скажу: разбирался я долго и обстоятельно. Прочитал блог Гозмана в Живом Журнале (дублированный на портале “Эха Москвы”), первую (про абажуры) и вторую (с извинениями) статью Скойбеды в “Комсомольской правде”, стенограмму инквизиции главного редактора “КП” Сунгоркина на телеканале “Дождь” (пытала главреда Юлия Таратута, которая методично вгоняла гвозди под кожу: “Вы антисемит?”, нет, ну скажите: “Вы антисемит?”), ознакомился с мнениями видных знатоков вопроса Кантора и Шамира, а также просмотрел записи Поединка Соловьева между Гозманом и Михалковым, и “Воскресного вечера с Соловьевым”, посвященного все тем же абажурам и уравнению СМЕРШ с СС.
Как видите, отработал тему добросовестно, поэтому мнение свое, как говорится, выстрадал. И вот какое оно у меня сложилось.
Сначала по самой сути конфликта. Реплику журналистки Скойбеды я обсуждать вообще не собираюсь, потому что считаю ее чистой воды плодом полемического задора. Что Скойбеда, собственно, сразу же признала и за что долго и продолжительно извинялась вместе с бедолагой главредом Сунгоркиным, который вообще не у дел, поскольку в момент публикации находился в командировке – в моем родном Кишиневе. Как сказал Исраэль Шамир, метафора абажура не впечатляет, потому что в самом Израиле в пылу спора собеседники друг другу часто говорят: “Жаль, что из твоего папы мыло не сделали”, что звучит гораздо, на мой взгляд, фактурнее.
Под сутью конфликта я полагаю все-таки высказывание Гозмана о СМЕРШе. Поскольку говорить я буду именно об этом, то приведу его фразу полностью: «На федеральные телеканалы выходит новый сериал о войне — «СС». Его герои — не палачи из Освенцима, не садисты и не насильники… В страшной мясорубке войны они честно сражаются с врагом, проявляют чудеса храбрости и самопожертвования, спасая товарищей. Многие из них погибают, но погибают с честью… Конечно, я все это придумал, извините. Не может у нас выйти такой фильм. И в Германии не может — немцы, родившиеся через много лет после того кошмара, до сих пор стыдятся мундира СС. Но вот в прошедшие праздничные дни на наши экраны вышел — действительно, вышел! — сериал СМЕРШ. У СМЕРШ не было красивой формы, но это, пожалуй, единственное их отличие от войск СС».
В своих последующих выступлениях (в основном на ТВ) Гозман сделал уточнение: СМЕРШей было три и сравнение с СС относится не к армейской контразведке, а к подразделениям НКВД, так что более правильное прочтение фразы должно быть: “СС – это НКВД”.
Согласен ли я с этим утверждением? Полностью согласен, хотя для чистоты сравнения предпочел бы использовать Гестапо, а не СС. Почему согласен? Потому что это сравнение соответствует моему убеждению, что сталинская власть была хуже власти Гитлера, равно как и органы подавления в СССР были хуже, чем их репрессивные коллеги в Третьем Райхе.
Критерий для сравнения у меня один: хуже, потому что большевики со своим “кулаком пролетарского террора” боролись в первую очередь с собственным народам – в подавляющем большинстве случаев с русским народом. Чего в Германии при Гитлере не наблюдалось даже отдаленно. Агрессия Третьего Райха была направлена вовне. Этого отличия для меня лично достаточно, чтобы считать Советскую власть преступной в гораздо большей степени.
А теперь самое главное: если бы я был не частным лицом, а лицом официальным как Гозман, который, как известно, последние двадцать лет служит государственным чиновником при Чубайсе, а теперь еще и возглавляет “болотные” силы, я бы никогда в жизни не написал то, что написал абзацем выше, то есть не афишировал публично собственные взгляды по данному вопросу.
Почему бы не афишировал? Ответ опять же прост (в этой истории вообще всё просто): мне бы не позволило делать подобные заявления чувство такта и понимание уместности ситуации. Дело в том, что высказывания общественного лица непременно становятся частью ноосферы всего общества. Вот я написал здесь на sgolub.ru и всё, мною сказанное, сохранится как свидетельство моего личного мировоззрения, общество никак не задевающее. Совсем другое дело – высказывания лица публичного: политика, государственного чиновника или шоумена с многомиллионной телевизионной аудиторией (вроде Соловьева или Познера). Их высказывания – элементы общественной жизни, поэтому они должны соизмеряться с реалиями этой жизни.
Поясню ситуацию на простом примере. Если бы фраза Гозмана прозвучала в общественном поле Молдавии, Украины, Эстонии, Латвии, Литвы (не говоря уже о Польше, Чехии, Румынии и Венгрии), то скандального резонанса не было б ни малейшего. Причина очевидна: в перечисленных странах в общественном сознании давно является общепринятым представление о преступной природе Советской власти, о сговоре СССР с фашистской Германией перед войной, о репрессиях НКВД, направленных как против собственного народа, так и вовне. Все эти вещи давно в порядке вещей за пределами Российской Федерации.
Совершенно иначе обстоят дела в России. Россия на уровне общественного сознания и внутренней убежденности русского народа ощущает себя правопреемницей СССР. В силу совершенно понятной оборонной реакции сознания любое выступление против советского прошлого современным русским обществом воспринимается в штыки, с обидой, как личное оскорбление. Когда Гозман сравнивает СМЕРШ с СС, в сознании гражданина России с фашистами сравнивают его самого, потому что современный россиянин, повторюсь, внутренне ощущает себя продолжением советского человека, с неизбежной и полной самоидентификацией и в историческом плане.
По этой же причине глупо приставать к современным россиянам и к Российскому государству с требованиями “покаяться”, “признать ошибки прошлого” и прочими глупостями, апеллируя при этом к опыту Германии. Германия – страна, простите, и поныне оккупированная и подневольная (сегодня на территории ФРГ дислоцированы около 52 тысяч американских солдат).
Гозман в поединке с Михалковым рассказывал, что немецкие родители водят детей в концлагеря, поговаривая: “Смотри, сынок, что делали наши предки! И не повторяй!” На мой взгляд, такое поведение родителей губительно для государственного самосознания и характерно как раз для оккупированной страны.
Здесь, кстати, таится глубочайший трагизм схизмы между частной и общественной моралью. Экскурсии в концлагеря бесконечно полезны для индивидуального нравственного становления и одновременно – бесконечно вредны для состояния духа общества. Более того, для общества, нации и государства эти экскурсии смертельно опасны, потому что они разрушают это общество, эту нацию и это государство.
Покаяние хорошо для личности и плохо для государства. Такой вот парадокс, который почему-то постоянно ускользает от общественного внимания.
С учетом всего сказанного могу заключить, что выступление Гозмана было безусловной бестактностью, за которой последовала абсолютно предсказуемая реакция. На мой взгляд, даже очень мягкая и сдержанная.
Вопрос “Была ли эта бестактность результатом глупости или, напротив, хорошо продуманной акцией?” я предпочитаю пока оставить без ответа. Хотя безусловно поведение “болотной” оппозиции не может не поражать своей очевидной установкой на провокацию. Или прикажете поверить, что эти люди не знают, в какой стране живут, и не знают, как к ним лично (ad personam) и к их воззрениям относится подавляющее большинство населения? Верится с большим трудом, потому как рейтинги – вот же они как на ладони:
Также за скобками обсуждения я оставлю всю оголтелую и омерзительную охоту на ведьм, которую учинили вокруг мнимого “антисемитизма” Скойбеды и главного редактора “Комсомольской правды” (Сунгоркин замечательно парировал на инквизиции у Таратуты, что он не может быть антисемитом уже потому, что половина сотрудников редакции его газеты – евреи). О реальном смысле обвинений в “антисемитизме” в современном обществе я писал множество раз в самых разных публикациях, поэтому еще раз мараться об этот грязный инструмент для уничтожения соперников и подлого выкручивания рук ради собственных, по большей части меркантильных, интересов я, уж не обессудьте, не стану.
“У советских людей свое представление о черном и о белом:”
А может все искусственно усложняется, и тот и это режим убивал невинных людей, все просто. Но ситуация с Гитлером и Сталиным напоминает “гастрономическую” ситуацию с домашними животными. Одних почему-то можно есть, а вторых – нельзя. Почему не посмотреть на ситуацию с абсолютной, вегетарианской стороны? Тогда все становится очевидным.
Иногда все же согласие встречается. :)
“Почему не посмотреть на ситуацию с абсолютной, вегетарианской стороны? Тогда все становится очевидным”
Именно так я и смотрю.
Сергей Михайлович сообщил за меня: “защитники гетеросексуальной семьи экстремисты, неприятие сталинизма и советской власти – гебельсовщина.” Нет, Сергей Михайлович. Я о другом. И Левон это понял. В любой публицистике сначала заявляется фактический предмет, например, событие. А потом высказывается к нему отношение, проводятся обобщения, и т.д. Так вот, в фактологической части, как автор, вы то-ли лжете (в этом гебельсовщина), то-ли не даете себе труда (при наличии возможностей и опыте) выяснить само событие. Для меня такой ваш подход – новость (как сообщал ранее, читал и доверял много лет). После чего интересоваться вашими обобщениями бессмысленно. Они – замок на песке лжи.
Сергей, дело вот в чем: вы исходите из того что эта самая фактологическая основа в данной области может и должна быть собрана, но это не единственная возможная честная(подчеркиваю честная) точка зрения. Скажем я считаю что в этой области сильнейшим образом проявляется нечто сильно напоминающее принцип неопределенности. То есть чем точнее вы пытаетесь определить фактическую сторону, тем сильнее влияете на ее отбор и собственное ее восприятие и, в итоге, остаетесь с явно тенденциозной позицией. Сергей Михайлович еще дальше. По его представлениям вообще факты существуют только в непосредственном лично опыте, и, если он не может что то сам пощупать, это все не существует и является предметом только для словесной игры. Так же СГ возводит субьективизм в общий принцип. Для меня обе позиции очень далеки, но при этом я черпаю из того что пишет Сергей Михайлович множество интересных наблюдений и ракурсов рассмотрения. Фактами они становятся или не становятся только после моего собственного их осмысления, и ценны даже если фактами не становятся, так как наводят на собственные мысли.
“Речь у СГ шла не о власти а о реакции народа на события собственной истории”
Левон, я специально выделил цитату, на которую и ответил. В этой цитате речь шла именно о власти. Поэтому я ничего не передергивал.
Цитата вырванная из контекста один из самых распространенных способов передергивания. Не всегда сознательного конечно.
И кстати, Сергей, кое в чем я с вами все же соглашусь. Сергей Михайлович не журналист(хотя и не блогер) Журналистику вы вообще на мой взгляд неверно оцениваете(и поверьте о журналистике я кое что таки знаю) но не суть. Сергей Михайлович писатель и только такое его восприятие адекватно имхо.
Вот иногда бывает, читаешь статью уважаемого СГ, и вроде интересно, и тема актуальная, и все вроде бы то, да вот что-то не то ;) какой-то смутный когнитивный диссонанс мучает!.. А потом медленно, с удивлением, осознается причина – ты практически со всем в этом тексте согласен! И как будто недополучил чего-то, какого-то здорового раздражения на автора ;)
Поясню пожалуй. Журналист всегда тенденциозен. Это далеко не всегда плохо и не сводится к продажности или любой другой форме заказухи. Суть в том что журналист всегда идет от концепции и подбирает факты под нее, а писательнаоборот идет от фактов личного или опосредованного опыта к концепциям. Свою тенденциозность журналист всегда прячет. В случае порядочного журналиста прячет от читателя, если искрене согласен с позицией редакции, или прячет от редакции(но не от читателя) если не согласен. А для писателя никакой такой редакции по гамбургскому счету не существует. Писатель творчество индивидуальное, а журналист коллективное. Вот и вся разница. В обоих случаях могут быть примеры как мерзкие, так и очень достойные. Просто все это совсем в другой плоскости.
“Цитата вырванная из контекста один из самых распространенных способов передергивания.”
Тогда давайте разберемся, в чем здесь передергивание?
Пойдем по порядку.
1. Разве все последующие выводы автора строятся не на том, что изначально сталинская власть хуже гитлеровской, что Сталин боролся с собственным народом с помощью чудовищного репрессивного аппарата и что эту правду давно уже знают все люди в Западной Европе, вот только мы еще до этого не дошли? И что СГ полностью согласен с такой трактовкой.
Нет не на том строятся. По поводу ответвления про сталина и гитлера, так оно вообще чисто декоративно. По поводу того кто знает правду а кто нет чисто субьективное мнение автора, но главное к самим действиям властей никакого отношения не имеющее. Речь не об истории а о социальной мифологии. Сг говорит о нас, а не о Сталине и Гитлере. Заключения он делает имхо совершенно неверные, но и оспаривать их нужно в том же ключе в котором они подаются. Не отсылать к внешней и внутренней политике англосаксов(о которой СГ множество раз весьма нелицеприятно высказывался) а доказывать что никакого сталинизма в народе нет и в помине.(либо наоборот утверждать что сталинисты у нас погловно потому что это нормально если такой идиотизм придет в голову доказывать) Попытка перевести стрелки на политические элиты это и есть подтасовка. Ну да “негров они мучают” только при чем здесь это?
Кстати, Сергей Михайлович, по классику советской литературы согласие есть продукт при полном непротивлении сторон. А оно нам надо это самое непротивление сторон? :) Вот и Андрей отметился с противоречивыми чувствами по поводу согласия. Имхо куда ценней понимание, чем согласие. :)
Правильно :)
СГ, позвольте уточнить: если не секрет, чью сторону в той войне приняли члены Вашей семьи?
Вариантов три:
1.Более “худшей” советской власти
2.Более “лучшей” гитлеровской власти
3.Вегетариански равнодушно взирали на бои хищников, ожидая своей участи.
И еще вопрос: правильно ли я понял Вашу позицию, что если бы НКВД (вопреки своему названию) боролся бы преимущественно с внешними европейскими рассовыми недочеловеками, то его репутация в Ваших глазах была бы выше, а Советская власть менее преступна?
Эм. В семнадцатом году офицерский корпус России разделинся на три сравнимых по размеру части. Первая часть, чуть больше трети организовала белое движение. Вторая чуть меньше на стороне красных боролась за то что понимала как соципльную справедливость. А третья не приняла участие в гражданской войне вообще. Мне так думается что эта самая третья часть отлично понимала что они станут жертвами при любом раскладе, кто бы не победил. Так и получилось после победы большевиков. Почему же тогда они устранились от этого противоборства? Страх или как тут сказали равнодушие травоядных перед лицом хищников? Нет , конечно. Офицерский корпус России тогда это была реальная элита общества. Так все таки тогда почему? к моменту разгорания гражданской войны правых в ней уже не было. Победи тогда белые мы тоже имели бы тоталитарное государство на крови. В атмосфере всеобщей ненависти и господства идеологий другого варианта не было бы. Тогда может чистоплюйство? Желание остаться чистеньким в окружающей грязи? Тоже сомнительно. Не те люди. Тогда почему?
Я давно думаю об этом. Лет двадцать пять наверное. Вариант ответа у меня есть, но все это совершенно не суть. Каждый может предложить свои варианты. Важнее другое. Эта позиция над схваткой в любом случае не была слабостью. По крайней мере в том смысле в каком я понимаю настоящую человеческую силу. А результаты? Не будь таких людей остальные полностью оскотинились бы, кто бы не победил. Такие люди сделали возможным сохранить ядро нашего нравственного чувства просто самим существованием людей неспособных переступить свои нравственные принципы ни во имя чего. Ни во имя жизни, ни во имя идеи, ни во имя выбора в сторону того что могло представляться меньшим из зол. В отечественную все было конечно куда проще.
Левон, не улавливаю смысла Вашей реплики. Вы пытаетесь переадресовать мне мой же вопрос, заданный СГ? Или пытаетесь оправдать/переформулировать “нейтральный” ответ? Или пытаетесь увести разговор от поднятой СГ темы преимуществ германской рассовой теории и практики?
Впрочем неважно, в любом случае это выглядет как замусоривание обсуждения, тем более что аналогии гр.войны неуместны ни в каком смысле.
Илья, я как бы и не рассчитывал что вы поймете после того как вы влезли с вашим постом уже после того как все было сказанно. И уж тем более я вам ничего не переадресовываю. Адресовано вообще не вам. Что касается замусорить так мусорите как раз вы бросая посты абсолютно не по теме.
Вот и я соглашусь с Левоном :) Какие-то непонятные анкеты из арсенала следователей эмгебе, нам такое не понять :)
Сергей Михайлович, а что скажете о неучаствовавших офицерах? Задумывались ли вы когда нибудь об этом?
Это ведь была чертова уйма умных, образованных инициативных и храбрых людей.
На NBC сериал нынче фантастический идет, Revolution, про одного такого генерала, который устранился сперва устранился от участия, а затем перешел на другую сторону с арсеналом прежних высокоэффективных методов. Там очень много вопросов о том, кто есть “свои”, кто “чужие”, о средствах и благих намерениях, о границе приемлемого…
Макс, сериалы не люблю, да и в нашем случае ситуация сколько понимаю противоположная. Число неучаствовавших не падало а росло. Да и после гражданки многие… Помните реакцию Деникина когда ему предложили возглавить РОА? Разве эта реакция продиктована только патриотизмом?
Я думаю, что те, кто устранился от борьбы с большевиками, совершил подлейшее преступление против своего народа и способствовал уничтожению всего цвета нации, обрекая Россию на века деградации. Разумеется, мне в страшном сне не приходит безумная мысль, что победи Белая Армия, в стране был бы террор сопоставимый с тем, что устроили бесы. Был бы не террор, а цветущая счастливая европейская страна. Я также почти не сомневаюсь, что Второй мировой войны тоже не было, но тут уже дело не в России, а в политике Франции и Англии, у которых бы не было повода вести двойную игру как было в случае с советской Россией. Именно эта двойная игра позволила Германии заключить сепаратную сделку с усатым бандитом и по частям забить всю Европу.
Сергей Михайлович, бесы то они ровно потому что смогли сделать бесами(или заразить своим безумием) большую часть населения. О том что было бы победи тогда белые даже спорить не хочу. Нельзя практиковать сожжение людей в паровозных топках живьем только потому что та сторона в свою очередь практикует аналогичные или еще худшие мероприятия. Нельзя потому что сам тогда станешь таким же. Но все это совершенно не суть. В чем предательство то? В том что вполне сознательно шли на скорую смерть? Всерьез думаете что они не просчитали то чем для них все кончится при победе любой стороны? Или думаете страх мозгов лишил? Не те люди.