024. Размышления об истории

За несколько дней посмотрел столько телевизионных передач, сколько не видел за 10 лет :) И всё в контексте «Гозман — Скойбеда» — осиного гнезда страстей, над которым скрестили мечи все интеллектуалы Отечества, истосковавшиеся по живому действию.

Пена моего дня сегодня станет, однако, не возвращением к теме, с которой и без того всё понятно, а размышлениями над одним комментарием, сделанным Михаилом Веллером на передаче Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым (от 19 мая).

Замечательный писатель сказал, в общем-то банальную и хорошо известную вещь: никто сегодня толком ничего не знает про Великую Отечественную войну потому, что большая часть архивов под тем или иным смехотворным предлогом остается закрытой. Как следствие, представления о ВОВ являют собой не более чем спекуляции, то есть вольные мысленные конструкции вокруг тех или иных разрозненных общепринятых фактов. Хорошо еще, если фактов, потому что целый пласт истории сформирован по мотивам представлений о фактах, а не самих фактов.

Вот над этим мне и хотелось бы сегодня помедитировать. Я бы поставил вопрос вообще радикальным ребром: «А существует ли История в принципе?» Можно ли надеяться, что отображение прошлого хоть в какой-то вменяемой степени соотносится с достоверной картиной?

Давайте в качестве исходного тезиса возьмем утверждение «Достоверной Истории не существует в принципе» и попробуем его доказать или опровергнуть. 

Начну с парадоксального вопроса: «Как вы думаете, на каком уровне фундаментальные представления об исторических событиях могут быть опровергнуты либо вообще дезавуированы?». Ответ хорошо известен: на любом уровне!

То есть можно опровергнуть любую историческую концепцию, претендующую на фундаментальное знание. Например, представления о средневековой Инквизиции. Вся мифология ужасов, связанных в нашем бытовом сознании с этой организацией, рассыпается в прах после того, как мы узнаем из книг вроде той, что написал секретарь Инквизиции Хосе Льоренте, о количестве дознаний, проведенных в рамках этой одиозной структуры. Окажется, что за все века существования Святой Инквизиции, за которой тянется мифологический шлейф самой мрачной страницы европейской истории, было уничтожено на порядок меньше невинных людей, чем большевики расстреляли за одну-единственную неделю своего «красного террора»,  приуроченного к убийству палача-педераста большевика Моисея Урицкого его любовником студентом Лёней Каннегисером. 

За одну неделю умучили без суда и следствия столько, сколько Инквизиция не сподобилась за 7 веков (если считать от Турского собора 1163 года, на котором впервые было признесено слово «инквизиция, и до 1834-го, когда упразднили испанскую Инквизицию). Ну а теперь сравните, что вы чувствуете внутри себя и какие ассоциации у вас автоматически появляются в голове при произнесении слова «Инквизиция» (Бррррр!) и «Советская Власть» (тут — целая гамма лжечувств от «Время было сложное и неоднозначное, все виноваты, все отличились» до «Наше дело правое» и «Смело мы в бой пойдем»).

Возьмите другой исторический концепт самого высокого уровня — рукописные свидетельства Древней Руси. В частности — берестяные грамоты, которые принято датировать XI-XV веками. Подавляющее большинство этих грамот было обнаружено под Новгородом советскими экспедициями, начатыми в 1930 году Артемием Владимировичем Арциховским. 

У меня нет ни малейшего желания развивать холивар еще и на эту тему, поэтому приглашаю заинтересованных читателей к самостоятельному изучению темы, а сам ограничусь простой констатацией собственного мнения на эту тему: совокупность доказательств, представленных историками-скептиками по вопросу аутентичности новгородских берестяных грамот, лично меня убеждает, что подавляющее их большинство было сфальсифицировано сталинскими «учеными» в начале 50-х годов. 

Повторюсь: не собираюсь ничего доказывать и даже спорить, просто иллюстрирую идею того, что фундаментальные представления об истории можно подвергуть сомнению на любом уровне.

Из более современных исторических мифологем я бы назвал Южно-Африканскую республику, новейшая история которой почти целиком состоит из лжи и искажения реальности (здесь отсылаю к своей статье «Квайто для когдамышей«).

Смысл моих медитаций в пене нынешнего дня отнюдь не заключается в желании навязать альтернативные трактовки истории по всему спектру (а сколько фантазий и глупостей аккумулировано в Древней Истории, в которой вообще реальная фактография отсутствует и всё строится на чистых домыслах и спекуляциях!), а в утверждении абсолютной ненадежности исторических концепций любого уровня.

Какой практический вывод можно сделать из сказанного? Такой, что Истории как знания не существует в принципе. Есть только История как представление. Как гипотеза. Как ментальная конструкция. Но только не как знание. 

В этом случае История отражает только то, что об исторических событиях думают современники. Сегодня эта История одна, 10 лет назад была другой, 100 лет назад — третьей, а в XXII веке будет еще чем-то. Всякий раз История будет переписываться, переделываться и переосмысливаться на новый лад в соответствии с представлениями о целесообразности в актуальный момент времени. 

Обществу сегодня нужно считать, что 60 лет назад было так-то и так-то, — подгонят фактов тележку для обоснования именно такой исторической концепции. Завтра потребуется изменить ориентиры и белое назвать черным, а черное белым? Подгонят другу тележку.

Кстати, важный и показательный момент: никто Историю не фальсифицирует сознательным образом! То есть никогда ничего не придумывают, не занимаются подлогами и прочими примитивными штучками. Это совершенно ни к чему. А как же тогда радикально меняют исторические концепции? Да очень просто: выбирают из обилия реальной фактографии такие, которые работают на нужную в данный момент историческую картинку!

Благо фактов всегда в реальной жизни (и Истории) существует такое неисчерпаемое количество, что с легкостью и непринужденностью можно сложить из них калейдоскоп на любой вкус и цвет. Хотите, чтобы большевики выглядели былинными героями, а белогвардейцы — вампирами-монстрами? Не вопрос: мы вам расскажем о том, как запихали в паровозную топку Лазо! Хотите — наоборот? Расскажем, как красные комиссары вспарывали животы беременным женщинам и запихивали туда живых детей.  

Главное, что фактография найдется для иллюстрации и того, и другого, и третьей и вообще всего, что только душа пожелает. Потому что человек — животное удивительно разнообразное и противоречивое.