Дальний свет

Тем, кто не в теме, напоминаю, что колонка «Путь ГО» — это скромный такой замах на Великий алгоритм творчества. Ни большени меньше. Если не столь патетично, то мы просто изучаем компьютерные программы и алгоритмы, которые позволяют эффективно собирать информационные материалы, складировать их, обрабатывать, систематизировать, а затем использовать в своей работе с предельным коэффициентом полезного действия.

Как нет ничего на свете тоскливее теоретической любви (может, кто поделится: в чем изюминка флирта вслепую на интернетовском чате?), так нет ничего невыносимее теоретического изучения компьютерных программ. Сродни получению водительских прав с прицелом купить автомобиль годика через три-четыре. Поэтому по ходу дела мы все будем ш-ш-шупать и трогать собственноручно. С привлечением самых что ни на есть живых примеров.

Итак, задача: через пять дней я должен передать в редакцию «Бизнес-журнала» большую статью (28 тысяч знаков; для сравнения — в «Пути ГО» всего 7 тысяч). Как видите, ситуация экстремальная (впрочем, такова она последние три года), поэтому любая расслабуха и любой неэффективный алгоритм — роскошь непростительная. Все должно быть предельно собрано и подтянуто, как ремень новобранца.

Выбор темы для статьи мы оставляем за кадром, потому как процесс этот (по крайней мере, в моем частном случае) мистический и без малейших шансов на формализацию. Так что просто ставлю перед фактом: тема — Джим Кирби и его The Kirby Company, производящая лучшие в мире пылесосы. Думаю, к кому-то из вас уже приходили домой с демонстрацией работы этого невообразимого агрегата за ТРИ ТЫСЯЧИ ТРИСТА ДОЛЛАРОВ! Одно утешает, что платой за отвисшую до полу челюсть стала бесплатная химчистка ковра. Ну да ладно. Итак, по коням!

Первое, что мы делаем, — отправляемся на Google и вбиваем в поисковую строку Kirby cleaning systems. В ответ получаем аккурат 70 тысяч 100 ссылок, под завязку состоящих из предложений по продаже запасных частей, насадок, шлангов, расходных материалов и самих удивительных машин Ultimate G Diamond System. Единственная польза от этого шлака: хоть узнаем, что в Америке пылесос можно купить не за 3 300 долларов, как в России, а за 800. В чем не откажешь нашим дистрибьюторам, так это в потрясающем знании реалий: наш потребитель с Интернетом не дружит, цены не сверяет, тем более — свят-свят-свят! — не пользуется интернет-магазинами (и это при том, что во многих американских точках онлайн-продаж доставка пылесоса Kirby в любой уголок планеты бесплатна!).

Как бы там ни было, но информация, полученная на Гугле, для серьезной аналитической работы неприемлема. Ясен перец, среди 70 тысяч линков наверняка найдется десяток-другой, содержащий живую фактуру (именно такая фактура и нужна для создания хорошей статьи, фактура, а не цифры продаж и рекламные буклеты). Вот только — вы знаете, как перелопатить 70 тысяч линков за пять дней? Я — не знаю.

В предыдущей колонке прихвастнул, что окормляюсь на тучных лугах Мировой паутины, идеально подходящих для сбора аналитики. Одно из таких «секретных» мест (пользуйтесь, не жалко!): Highbeam — уникальный архив публикаций периодической печати за последние 20 лет (32 миллиона документов из 2 800 источников). Как и полагается серьезному источнику информации, ресурс платный. Оно и понятно: ведь на «Дальнем Свете» выложен не продукт пищеварительной жизнедеятельности безымянных, никому не интересных сетевых анонимов, словно созданных для иллюстрации ленинской теории отражения («Меня зовут Петя Звырколяк. Это моя личная страничка в Интернете. Вот тут вот лежат фотки моей девушки, тут — любимца нашей семьи котика Брутика, а тут — мои стихи и пара рассказиков, которые я написал просто так, ради забавы»), а реальные публикации из Times, Fortune, Wall Street Journal, Daily News, Washington Post, Newsweek, публикации с гарантированным качеством, поскольку за каждой из них — сотни часов журналистских расследований, интервью и инсайдерских откровений.

Та же поисковая фраза (Kirby cleaning systems) на Highbeam выдает «всего» 359 линков, но каких:

  • «The Kirby Company заявила о своем принципиальном несогласии с негативной оценкой практики продаж ее независимых дистрибьюторов»;
  • «Пыточный кошмар пылесосных продавцов»;
  • «Бывший продавец пылесосов Kirby выиграл судебное дело по обвинению в коммерческом домогательстве»;
  • «10 маркетинговых секретов, которые я усвоила у продавцов Kirby».

Даже неискушенный в журналистском ремесле читатель сразу уловит (нутром!) в перечисленных заголовках настоящую «живую фактуру», тот самый материал, который только и позволяет создавать интересную, завораживающую публикацию, а не бездарную скукотень.

Теперь, когда мы вышли на свою золотую жилу, возникает вопрос: «Что со всем этим добром делать? Куда поместить? Как сохранить?» Самый варварский (и распространенный) способ: отправиться в меню браузера File > Save и сохранить целиком html-страницу в какую-нибудь директорию. Хуже не бывает. Как правило, после первого — собирательного — этапа, у нас получится от 50 до 200 первоисточников самого разнообразного формата: html, pdf, txt, doc, мультимедийные аудио (wav, mp3) и видео (mov, mpg). Все это оказывается сваленным в единую кучу, что неизбежно порождает две проблемы: сложность формирования базы данных для последующего индексирования информационных массивов и невозможность изучать материалы в мобильных условиях.

С базой данных тут более или менее все понятно, пояснения требует загадочная претензия на мобильность. О чем речь-то? Очень просто: не собираетесь же вы, я вас умоляю, безвылазно торчать два дня за компьютером, нарабатывая сколиоз на жутко-пластиковом офисном стуле?! Правильно, ни один профессиональный человек не будет изучать собранные материалы, пялясь в монитор десктопа. Можно действовать по старинке: отправить собранную информацию на принтер, а потом, спокойно развалившись в кресле или зависнув на поручне метровагона, все перечитывать. Старинка, конечно, штука замечательная, но только кто же вам даст печатать 400-500 страниц?! Либо босс удушит, либо жаба: полная пачка бумаги! Половина чернильного картриджа! И ради чего? Чтобы через пару-тройку дней отправить прочитанное в мусорную корзину? Не забывайте, ведь речь идет именно о сырье, которое не более чем временная информация к размышлению. Это потом из руды отольется ваша собственная нетленка, которую по достоинству оценит читатель либо руководитель (со всеми вытекающими материальными поощрениями).

Короче говоря, действовать по старинке непрактично, неразумно, несовременно, не комильфо, наконец, немодно, for Christ’s sake! Изучать собранные подготовительные материалы следует мобильно в полном смысле слова — то есть на КПК. Платформа устройства не имеет значения — PalmOS, PocketPC или Symbian — главное, чтоб была возможность запихать тексты (вместе с картинками и мультимедией) в карман, обрести пространственную независимость и, переместившись в укромное место, приступить к спокойному и методичному промыванию (информационной руды, разумеется). Первое условие для удачного мобильного решения — сохранение отобранной информации в ПРАВИЛЬНОМ формате. Такой формат предоставляет программа MyBase. О ней и поговорим в следующий раз.

Впервые опубликовано в журнале «Домашний компьютер».