Голубятня: О важности размера для правильного кино

Сегодня вместо традиционной кинорецензии в «Голубятне» пойдет речь о том, как правильно смотреть кино. На форумной ветке «Тихоокеанского рубежа» кто-то иронично полюбопытствовал: как, мол, автор смотрел великий мегахит? Небось, на компьютере? Иронию понять можно: в фильме дель Торо нет никаких достоинств, кроме спецэффектов, которые по определению невозможно воспринимать на маленьком экране компьютера (или 20-дюймового телевизора) с игрушечным звуком из пищалок.

Скажу больше: любое кино (а не только мегахиты-пустышки) очень проигрышно смотреть на маленьком экране и с плохим звуком! Поэтому идеальное место для просмотра любого фильма — это кинотеатр. И это всем понятно. Точно так же, как и лучшее место для жизни — это родовой дворец в Монте-Карло (или частный обустроенный остров на худой конец). Проблема только в том, что не каждый может себе позволить жить в родовом дворце и каждый вечер чесать в «Мегаплекс».

Можно развить тему глубже и сказать, что заменой кинотеатра вполне может стать его миниатюрная версия, то есть кинотеатр домашний. «Истинно», — говорю я вам, ибо домашний кинотеатр и в самом деле является идеальным решением для тех, кто хочет смотреть фильмы, не выходя из дому, однако же с минимальным отклонением от эталона. 

О том, что домашний кинотеатр — это очень хорошо, я знал уже в начале нулевых годов, обчитавшись обзоров обласканного Epson «Антонелло» Козловского. Знал, но не видел практического решения вопроса в силу трех обстоятельств: во-первых, LCD-проекторы были в моем представлении невменяемо дороги, во-вторых, альтернативная технология DLP находилась в зачаточном состоянии, поэтому «эффект радуги» был практически гарантирован, в-третьих, у меня просто не было такого места, которое я считал бы своим постоянным домом.

Если первое и второе обстоятельство однозначно являлись вопросом времени (что и подтвердилось дальнейшим развитием технологий), то последнее с годами не только не изменилось, но и усугубилось: к моим московскому, молдавскому и украинскому домам добавились ещё и Подмосковье с Индией. Соответственно, мне нужно было либо создавать пять домашних кинотеатров, либо ждать оптимальных мобильных решений. И я принялся ждать. 

Забегая вперёд, скажу, что я своего часа дождался и решил-таки окончательно вопрос с качественным просмотром фильмов — занятием в моей жизни весьма важным и ценным. То есть буквально два месяца назад появились на рынке варианты, которые сняли все три проблемы: цены, качества воспроизведения и мобильности. Одним из этих вариантов я тут же воспользовался и теперь, пребывая в абсолютной нирване, считаю своим долгом поведать читателям нечто, о чём они наверняка не догадываются. Не догадываются потому, что могли в свое время (на пике ценового безумия и технологического застоя, который мы наблюдали лет пять тому назад) махнуть рукой и перестать следить за развитием технологий. 

Итак, формализую требования к идеальному (в моем экстремальном случае) решению с организацией мобильного домашнего кинотеатра:

— проектор должен иметь вменяемую цену (не более 1 000 долларов);
— разрешение проектора должно быть не менее 1200×800 пикселей (идеально, конечно, 1920×1080);
— технология, если это будет DLP, должна обеспечивать такой комфорт просмотра, который ничем не уступает эталонному LCD;
— уровень шума, порождаемого системой охлаждения проектора, не должен превышать 33–30 дБ (мой личный порог комфорта);
— яркость проектора должна быть не менее 1 000 люмен;
— вес проектора не должен превышать полутора килограммов.

Представьте себе, что первые в мире проекторы, удовлетворявшие всем этим требованиям, появились на рынке только летом 2013 года! В минувшем году технологии придвинулись почти вплотную: модели LG PA70G и Acer K330 были очень компактными, с хорошим разрешением, совершенно безупречным качеством воспроизведения, благодаря использованию технологии DLP нового поколения, с низким шумом и даже с дополнительным бонусом в виде светодиодной (LED) лампы, которая обеспечивает вместо традиционных 2–5 тысяч часов работы (означающих замену лампы раз в два–три года, если не перегорит раньше, по цене от 200 долларов и выше) 20–30 тысяч часов, то есть пожизненно (скорее выйдут из строя все остальные узлы проектора, чем перегорит LED-лампа).

Единственное, что меня не устраивало в оптимальных для моей ситуации моделях 2012 года, — это относительно слабый световой поток — 500 люмен. А также — контрастность 4 000:1, которая мне кажется неудовлетворительной. Тем не менее, я чуть было не купил себе LG PA70G, однако вовремя остановился, прочитав на форумах массовые жалобы на плохое качество фокусировки в этой модели. 

Летом 2013 года Acer анонсировала новую модель — K335, практически идеальный проектор для полноценного наслаждения просмотром фильмов в мобильных условиях: широкий формат, разрешение 1280×800, светодиодная лампа, контрастность 10 000:1, громкий встроенный динамик (3 Вт), изумительные габариты (220×42×170 мм) и вес (1,2 кг), комфортный уровень шума (33 дБ при нормальном просмотре, 29 дБ в экономичном режиме), а главное — яркость 1 000 люмен, оптимальный минимум моего комфорта (1 800–2 000, конечно, было бы лучше, но не уверен, что это не сказалось бы на уровне шума).

530_1

Одновременно с Acer K335 на рынок вышла модель Optoma ML1000, которая, на мой взгляд, значительно превосходит K335 по характеристикам (контрастность 15 000:1, совершенно умопомрачительный встроенный звук — два стереодинамика по 3 Вт с поддержкой SRS WOW HD Sound), однако проигрывает в габаритах (тяжелее и более громоздкая). Но в нашем диком отечестве на ML1000 установилась невменяемая цена — от 40 500 до 50 000 рублей, что автоматически лишает этот проектор какой бы то ни было конкурентоспособности, потому что в таком ценовом диапазоне находятся уже проекторы несопоставимо более высокого класса (LCD и Full HD).

530_2

Итак, Acer K335 стоимостью 28 тысяч рублей стал лучшим решением всех моих проблем с просмотром фильмов в достойном качестве в условиях постоянных географических перемещений: проектор весом с Macbook Air, умещающийся в мой рюкзак вместе с двумя ноутбуками, плеером, видео- и фотокамерой, идеально подходит для того, чтобы путешествовать со мной и в Индию, и в Молдавию, и на подмосковную дачу, и вообще куда угодно.

530_3

Помимо проектора для домашнего кинотеатра, требуются более или менее приличный звук и экран. Последний атрибут — абсолютный must, если, конечно, вы хотите реально наслаждаться просмотром фильмов. 

530_4

Двухметровые экраны суперкачества (скажем, производства Draper) стоят свыше 30 тысяч рублей, то есть дороже самого проектора. Видимо, это для тонких эстетов — из тех, кто на глаз научился различать пиксели iPhone 5. Для примитивных пацанов вполне подойдут двухметровые экраны, цена которых находится в диапазоне от 2 500 до 3 500 рублей (это вместо со штативом). Свой выбор я остановил на Classic Gemini 203×153 со штативом за 3 100 (плюс докупил чехол для переноски).
 
Я, к сожалению, совершил ошибку, выбрав мобильный вариант экрана на треноге, поскольку его мобильность оказалась условной: двухметровый экран замечательно складывается в сумку, однако весит при этом под 20 кг. Как вы понимаете, в Индию на самолете такое не потащишь, а главное — этого и не надо делать! Потому что цены, как вы только что убедились, на экраны совершенно символические: без штатива они стоят около двух тысяч рублей.

530_5

Так что я решил отвезти уже купленный экран на дачу, а во всех остальных помещениях моего существования установить стационарные настенные экраны (наведя справки, узнал, что в Индии 2-метровый экран стоит в пересчёте на наши деньги около 700 рублей). Есть также смысл рассмотреть вариант покупки экрана с автоматическим приводом (есть даже на дистанционном управлении); цена на таковые начинается с 7 тысяч.

530_6
Проекция Acer K335 при включённом боковом свете в комнате 

Таким образом, мы получаем совершенно фантастический deal: мобильный проектор — 28 500, плюс 3 000 за экран, плюс 2 000 за более чем пристойный звук 2+1 от питерского «Диалога», итого 33 500 рублей за полноценный домашний кинотеатр. Дешевле iPhone 5s. Однако поверьте: если от «Айфона» вы затоскуете уже через неделю (сожалея о потраченных не в коня деньгах), то от домашнего кинотеатра никогда больше не откажетесь. Вы просто никогда не согласитесь смотреть фильмы ни на чём другом — даже на полноразмерной плазме. Проектор создает ни с чем не сопоставимый эффект присутствия и обеспечивает удовольствие от просмотра совершенно иного уровня. 

530_7
Проекция Acer K335 в тёмной комнате

Главная же прелесть мобильного домашнего кинотеатра — он всегда будет с вами, куда бы вы ни отправились.

P.S. Совершенным перфекционистам, наверное, есть резон чутка повременить: уже анонсированы и в скором времени появятся в продаже первые модели светодиодных ультрапортативных проекторов с разрешением Full HD!