НДС: Альтернативы копирастии: первый блин

В последнее время я много написал на тему зловещего наступления копирастии, которая прибегает ко все более и более репрессивным мерам, всячески давая понять, что в какой-то момент за свою горбушку с черной икрой она не остановится перед любым кровопролитием. Символически эта идея замечательно передается цитатой, красующейся на портале торговцев электронными книгами Litres.ru: "Хороший пират – повешенный пират!" (фраза, приписывается сочинителю детективов Антону Чижу, на самом деле заимствована из анти-флибустьерской риторики англосаксонской прессы XVIII-XIX вв).

Пытаясь осмыслить тотальную экспансию копирастической идеи, я, по обыкновению, впал в эмоциональный амок, и как-то не заметил на горизонте присутствия очень влиятельных и одновременно очень враждебно настроенных к классической копирастии игроков! Не то, чтобы эти игроки мотивированы идеалами свободного знания и искусства: на самом деле это такие же акулы, что и классические копирасты, заинтересованные только в одном – извлечении прибыли. Просто прибыль эта связана с технологиями, недосягаемыми для мозгов и умения традиционной копирастии, которая ничего кроме потуг и воплей "Не пущать!" исторгнуть из себя не в состоянии.

Имя одной такой антикопирастической акулы у всех на устах – это компания Apple! Вообще удивительно, что я упустил ее из вида в контексте противостояния классическим формам копирайта, поскольку не далее как год назад очень внимательно отслеживал и описывал в своих колонках войну, которую Apple развязал против издательств и правообладателей мультимедийного контента. Напомню читателям детали того противостояния: "Надкусан настаивает на непременном проведении платежей через собственный магазин iTunes Store (разумеется, с подспудным отстегиванием недетского процента), издательства и правообладатели отказываются и пытаются встроить в свои приложения для мобильных гаджетов Apple (айфонов и айпадов) лазейки для приема оплаты напрямую. Надкусан в ответ выбрасывает крамольные приложения из своего депозитария. Издательства и правообладатели в свою очередь посылают Надкусан к чертовой матери и вообще налагают запрет на распространение своего печатного и мультимедийного контента".

Все как-то забыли об этом весьма показательном событии и не отследили его до конца. После того, как Apple перекрыл каналы традиционным поставщиком мультимедийного и текстового (газеты, журналы и проч.) контента для приема платежей напрямую в обход iTunes Store, копирасты вчерашнего дня задумали бастовать и попытались дружно отказаться от площадки акулы из Купертино. На этом этапе внимание мейнстримных СМИ переключилось на более важные события.

А напрасно. Если вы заглянете сейчас в iTunes Store, то обнаружите там всех-всех-всех традиционных поставщиков, которые еще год назад клялись в готовности идти против Apple до победного конца. В итоге они покаялись, вернулись с повинной и теперь продают как ни в чем не бывало свой контент на условиях Надкусана. То есть отстегивая Apple жирный процент от каждой проданной песенки, журнала, газеты и т.д.

Не последнюю роль в примирении между собой антагонизирующих представителей традиционной (читай: непущательно-репрессивной) и прогрессивной (читай: основанной на технологии закрытой экосистемы) копирастии сыграл грандиозный иск, который правительство США вкатило пятерке крупнейших издателей страны (Hachette, HarperCollins, Macmillan, Penguin и Simon & Schuster), содержащий обвинение, ни больше ни меньше, в преступном сговоре по скоординированному завышению цен на электронные книги.

Трое из этой братии сумело откупиться, добившись мирового соглашения в апреле 2012 года, после чего Белый Дом с удвоенной силой продолжил гнобить непрогнувшихся (Macmillan и Penguin), добавив к списку новое имя – Apple :)

Именно после этих госрепрессий традиционные копирасты вернулись в неласковые объятия Надкусана, который, в свою очередь, почувствовав власть, продолжил наступление. Вторая волна удара по традиционному копирайту в исполнении Apple связана с выпуском в начале 2012 года iBooks Author и второй версии iBooks, приложения для устройств iOS, умеющего выводить на экран контент, созданный в iBooks Author.

Собственно, эта сладкая парочка – Author + iBooks – и дает основание говорить о рождении первой серьезной альтернативы традиционным формам копирастии. Программа iBooks Author позволяет совершенно невежественному в издательском деле человеку создавать простыми кликами мышки электронные книги удивительного качества: сложно форматированный текст, фотографии, видео и даже 3D-графика! То есть, любой желающий может создать книгу и издать ее самостоятельно в обход традиционных издательств.

Эка невидаль! "Любой графоман и раньше мог сделать тоже самое, причем без всяких приложений Apple!", – возразит наивный симплиций и окажется бесконечно далек от истины. Написать, конечно, можно что угодно. И даже заверстать в профессиональном InDesign'е. Только что дальше? Выложить у себя на безымянной страничке в интернете?! Отнести в типографию print-on-demand и продавать на переходах между станциями метро? Попытаться всеми правдами и неправдами засветиться в Живом Журнале?

Во всех случаях результат будет один и тот же: подвиг твой бессмертен, имя твое неизвестно! Еще один глас вопиющего в пустыне. На альтернативе этой пустыне и играет Apple со своим iBooks Author + iBooks + iBookstore – торговой площадкой, тесно интегрированной в уникальную экосистему Apple! Вы создаете сами свою книгу и запускаете ее в iBookstore, где шансы быть замеченным несопоставимо выше, чем блуждание по бескрайним анонимным просторам сети.

Разумеется, все это не бесплатно. Если вы просто набираете капитал узнаваемости и выставляете свое произведение в iBookstore бесплатно – флаг вам в руки. Если же вы собираетесь книгу продавать, то Apple тут как тут – не просто откусывает солидный шмат о каждого проданного экземпляра, но и превращает вас в своего раба. Через такое вот условие в Пользовательском соглашении iBooks Author: "IMPORTANT NOTE: If you charge a fee for any book or other work you generate using this software (a "Work"), you may only sell or distribute such Work through Apple (e.g., through the iBookstore) and such distribution will be subject to a separate agreement with Apple." (ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ: Если вы собираетесь продавать какую-то книгу или другое созданное вами с помощью этого приложения произведение, вы имеете право осуществлять продажи и распространять его только через Apple (например, через iBookstore), при этом подобная дистрибуция повлечет за собой заключение отдельного соглашения с Apple".

Итак, что мы имеем? Может показаться, что всего лишь меняем шило на мыло: рабство классического договора с издательством заменяется рабством нового типа, более подходящим для современной эпохи. На самом деле все несколько тоньше, несколько сложнее и несколько оптимистичней. Во-первых, уровень авторского вознаграждения не идет ни в какое сравнение с размером вознаграждений, которое получает творец из ладони традиционного копираста (если кто-то думает, что это лишь удел безвестных начинающих авторов, рекомендую сравнить доходы Джоан Роллинг, такие, казалось бы, гигантские, с тем, что положили себе в карман ее издатели!) – у Apple автор получает в разы больше. Во-вторых, мера авторского контроля в iBookstore за дистрибуцией своих книг также не сопоставима с каналами традиционной копирастии: хотя бы потому, что вы знаете в любой момент и наверняка, сколько копий было продано, тогда как в классической схеме вы вообще ничего не знаете, полагаясь исключительно на честность издательства (ага!)

Можно подвести итоги: схема дистрибуции, предложенная экосистемой Apple – безусловно, лишь новая форма рабства, однако по сравнению с традиционной копирастией – это важный и ценный шаг в будущее. Хотя бы потому, что эта схема позволит уничтожить традиционную копирастию, списав ее в исторический утиль, дай бог, до того, как та повергнет мир в кровавые разборки.

Есть ли что-то еще более продвинутое, чем модель "iBooks Author + iBookstore"? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. С одной стороны, очень перспективным мне кажется направление crowd-funding (народное финансирование), однако последний эффективен лишь для дистрибуции контента, созданного уже раскрученными именами. Для начинающего автора (музыканта, поэта, писателя) crowd-funding не более доходен, чем декларация собственных произведений, стоя на людном перекрестке. Впрочем, я могу и ошибаться. Что ж – замечательный повод для того, чтобы вернуться к теме в одном из будущих постов в НДС..