НДС: Философия бизнеса

Термин "Философия бизнеса", похоже, отлил Джим Рон, гешефтсментор Билла Гейтса и разработчик деловых стратегий Coca-Cola, IBM, Xerox, General Motors и бог весть каких еще грандиозных корпораций.

Джим Рон – человек, безусловно, звездный, однако у меня возникают сомнения в правомерности применения слова "философия" в контексте коммерческой активности человека. Похоже, и сам Рон воспринимает свою теорию как не более чем метафору: "Философия представляет из себя общий итог всего, что вы знаете, и того, что вы считаете наиболее ценным".

После такого откровения я дальше Джима Рона читать не стал: слишком уж вопиюща пропасть, разделяющая экстраваганцу современного американского позитивизма от классического образования, которым меня наполняли в МГУ 30 лет тому назад.

Как бы там ни было, даже если абстрагироваться от мысли, что Рон путает философию с нейролингвистическим зомбированием личности, дальше global thinking, глобального мышления, современные теории т.н. "философии бизнеса" не идут. А посему не будем смешивать масло с яйцами и попробуем оценить качество именно такой – общепринятой – комбинации: глобальное мышление + коммерческая активность человека.

За отправную точку беру презентацию, озаглавленную "Тренды розничной торговли 2013 года и далее в будущем". Презентация эта лежит на портале Retailomania, состоит из 49 небольших и доступных пониманию (даже со словарем) слайдов, и я настоятельнейшим образом рекомендую коллегам ознакомиться с ней прежде, чем продолжить чтение моего сегодняшнего поста.

Автор "Розничных трендов" – Магнус Ольссон, учредитель и директор шведской менеджерской фирмы MORM. Достаточно беглого взгляда на портал MORM и на рубрикатор, чтобы понять: Магнус Ольссон соотносится с Джимом Роном примерно как Карл Лагерфельд и торговец гвоздиками на Грузинском валу (рядом с метро "Белорусская") с характерным шнобелем и вертолетом кепки.

Иными словами, претензии Ольссона на философию не просто смотрятся на порядок более обоснованными, но еще и стилистически недосягаемы для американского бизнес-евангелиста. Посмотрите слайды презентации и вы поймете: чего-чего, а уж шика в global thinking шведа не занимать.

Haute couture в деловой теории – это замечательно, но как обстоят дела с идеями? Слайдов в презентации 49, поэтому, не претендуя на детализацию, обозначу лишь главные векторы философии бизнеса Магнуса Ольссона.

Ключевая идея: "Выживание не подразумевает выживания лишь в ближайшем сезоне. Скорее всего вам понадобится план для выживания на десятилетие. Умение адаптировать продукты, расходы, бизнес-модели и проч. – вот рецепт выживания на глобальном рынке".

Ну, то есть, я оказался прав, когда исходил из посылки, что предел понимания философии в среде бизнес-евангелистов – глобальное мышление. Точнее: глобализация мышления, то есть выведение анализа и оценок реальности за рамки "здесь и сейчас".

Если кому-то покажется, что амбиция "глобализации мышления" смотрится хиленько, то он жестоко ошибается! Бизнес по определению – бесконечно местечковое занятие (в хорошем смысле слова, разумеется). И парадокс в том, что даже транснациональные корпорации демонстрируют каждым своим телодвижением, каждым стратегическим решением очаровательный провинциализм, впитанный этими транснациональными корпорациями с молоком демиурга в младенчестве, которое проходило где-нибудь в Уичите, Оклахома-сити или в Бруклине.

О том, что "глобализация мышления" требует колоссального напряжения сил от предприятий розничной торговли (собственно, презентация Ольссона посвящена именно им), можно догадаться легко и просто: просмотрите слайды и ответьте на простой вопрос: "Каким образом вызовы, описанные в презентации, преодолеваются в ближайшем от вашего дома универсаме?"

Да что там – спальный район, возьмите какую-нибудь популярную розничную сеть, например, "Пятерочку"! И теперь скажите, как у "Пятерочки" обстоят дела с выживанием в рамках заданной Магнусом Ольссоном парадигмы, а именно:

– В условиях нарастающей в мире нестабильности потребители будут искать в рынке безопасность, что означает – локальный бизнес обязан заменить собой глобальный бизнес и стать новой глобальностью;

– ключ к успеху локального бизнеса, который позволит ему достойно конкурировать и вытеснять транснациональные корпорации с рынка, лежит в истощении нефтяных запасов и постоянном удорожании транспортных расходов;

– можно наложить помаду на свинью, но она все равно останется свиньей: социальные сети – это лишь дополнительный инструмент для углубления традиционных семейных отношений с потребителем, поэтому не следует на волне моды окунаться в онлайн-маркетинг с головой;

– розничная торговля обречена на вымирание, если она уже сегодня не отнесется со всей серьезностью к мобильным гаджетам (смартфоны, планшеты, "умные очки" типа Google Glasses и проч.), задействовав по максимуму новые маркетинговые и платежные возможности, которые представляют эти технологии;

– успех будет уделом тех, кто быстрее остальных откажется от наличных платежей и адаптирует все богатство электронных систем от PayPal до Mercjant Customer Eschange и технологии NFC. Кстати, пластиковые банковские карточки полным ходом идут в мусорную корзину вслед за наличными;

– главное – научиться задействовать самые современные инструменты анализа того, что называется In Store Experience, поведение покупателей в торговом зале. Ключ к успеху: анализ людских потоков, горячих точек в зале, холодных зон магазина и распределения потребительского интереса в пространстве отдельного прилавка и полки с товаром с помощью современных визуально-софтверных комплексов;

– розничный бизнес обязан четко определить собственную индивидуальность и оформить ее предельную узнаваемость покупателями. Выбрав между существующими моделями (от тотального дисконта до лучшего из лучших – см. слайд ниже), необходимо прилагать все усилия для продвижения своего образа на рынке и – главное! – безукоснительного соответствия ему;

Потрясающе, чего уж там! Стоило, однако, развеяться чарам технологии (я, что греха таить, с такой легкостью под них подпадаю! Да и как тут не впасть: визуальный анализ динамики торгового зала и стендов – это что-то феерическое!), как вернулся мой априорный скепсис по поводу шансов спарить змею и ежа (нет, даже не бизнес и философию, а всего лишь бизнес и глобальное мышление).

Дело даже не в том, что какая-нибудь "Пятерочка" или "универсам из спального района" не то, что не озаботились отрезвлением от увлечения социальными сетями (по той причине, что они к ним вообще еще даже не приближались), и не в том, что визуальный анализ динамики торгового зала придет в наше Отечество в 2179 году, а в том, что вся конструкция Магнуса Ольссона являет собой образец логического contradictio in adjecto, противоречия в определении.

Все аспекты глобализации делового мышления, перечисленные в шведской презентации, ориентированы на крупные корпорации. Можете себе представить, сколько будет стоить внедрение визуально-анатилического комплекса в торговом зале? Оборудование, программное обеспечение, обучение персонала, наем специалиста, способного постоянно анализировать динамику и проч. Кому это под силу? "Универмагу из спального района"? Это игрушки для титанов вроде Carrefour (скриншот, судя по надписи на слайде, сделан в его торговых залах).

При этом, исходное положение концепции Ольссона – только локальный бизнес способен потеснить сегодняшних глобалистов, поскольку лишь ему под силу утолить тоску потребителей по безопасности в условиях тотально опасного мира. Концепция, сама по себе, очень правильная и верная, жаль лишь, что никак не увязывается с технологическими амбициями будущего (мобильные гаджеты, визуально-аналитические комплексы, системы электронных платежей а-ля NFC и проч.).

Короче говоря, получается весьма забавно: вся система глобального мышления Магнуса Ольссона утопична как объективная конструкция и тут же – парадокс! Эта же система прекрасно реализуется на уровне конструкции субъективной! То есть я легко могу предположить, что в маленьком провинциально городке Энске найдется (и может не один!) предприниматель, который откроет розничный магазин, оснастит его самыми что ни на есть современными технологиями платежей, проведет должный анализ динамики поведения клиентов в торговом зале, наладил работу в социальных сетях на самом крутом уровне (вплоть до вирусного маркетинга на Ютюб). И добьется невиданного успеха.

Однако подобный сценарий совершенно не вписывается в парадигму философии бизнеса :) И даже в парадигму глобального мышления тоже не вписывается, поскольку остается всего лишь курьезной частностью (один предприниматель в одном городке, и так далее).

Под занавес – парадокс парадоксов: отказав Магнусу Ольссону в претензиях на философию, мы невольно выдали на руку козыри Джиму Рону с невозможной банальностью его "философии как итога всего того, что вы знаете и считаете наиболее ценным в жизни" :)

Эх, ну не склеивается коммерция с метафизикой, никак не склеивается :)