НДС: Лики величия, ничтожества и трикстеры

Мы живем в очень трагичную эпоху. Уж не знаю, является ли фирменным признаком деградирующей Кали-юги сочетание величайших взлетов человеческого разума, невиданного расцвета технологий и улучшения качества жизни на планете с одной стороны, и невиданных масштабов геноцида, отупления широких народных масс и коллективных галлюцинаций — с другой, но факт остается фактом: реальность вокруг нас хочется одновременно воспевать и ненавидеть.

Наверное по этой причине мне так нравится биржа, ибо ничто не отражает антиномичность бытия лучше, чем эта ярмарка глупости, тщеславия и наивности в одном флаконе. Наблюдаешь за поведением алчных стад и понимаешь Катулла, кажется, даже лучше, чем его современники:

Odi et amo. Quare id faciam, fortasse requiris.
Nescio, sed fieri sentio et excrucior.

(Ненавижу тебя вожделея. "Возможно ли?" — спросишь.
Не пойму. Но теперь постигаю себя истязая.)

Сегодняшний эмоциональный всплеск родился из наблюдения за избиением Tesla Motors, учиненным фондовым рынком в ответ на публикацию правдивого и, главное, трезвого прогноза: по итогам 2012 года компания ожидает замедление продаж своих электромобилей в связи с вялым спросом, который даже дурачок с начальным дошкольным образованием легко объяснит тяжелым финансовым, ипотечным и экономическим кризисом, накрывшим не только Tesla Motors, но и Соединенные Штаты Америки вместе с остальным миром в 2008 году. Из-за обнищания населения компании не удается продать столько машин, сколько ей надеялось, а потому доход уменьшится до 400-440 миллионов долларов. При этом Tesla Motors заявила, что планы произвести 20 тысяч седана Model S в 2013 году остаются неизменными.Тупое безмозглое животное по имени Биржа, выслушал умных, серьезных, честных и ответственных людей, и отреагировал так:

Чудовищный, дикий обвал акций TSLA на 9% за один день (пока пишу этот пост, торги еще продолжаются) — это плата, которую компания получила за свою уникальную и подвижническую деятельность.

Допускаю, что моя гиперэмоциональная реакция на, в общем-то, рутинную для современного фондового рынка неадекватность, может показаться непропорциональной тем коллегам, которые не слышали о Tesla Motors, поэтому позволю себе краткую информационную справку.

Еще весной 2012 года редакция "Бизнес журнала" попросила меня провести исследование и написать статью про "заговор нефтяных компаний и традиционного автопрома против производства электромобилей". Тема мне показалась захватывающей, поэтому сразу же ушел в нее с головой, однако … заговора не обнаружил! Аж расстроился :) В начале сентября еще раз вернулся к теме и опять: никаких конспирологических концов.

Всё, что нашел, так это технологические трудности, которые в основном порождены хилостью аккумуляторных технологий: батареи в электромобилях безумно сложные в производстве, безумно дорогие и смехотворно слабые, поэтому их хватает лишь на игрушечные поездки да на кукольные покатушки в пределах даже не города, а своего района. В лучшем случае: от дома до торгового молла и обратно. По крайней мере так обстоят дела у гигантов традиционного автопрома — Ниссан, Тойоты, Форда, которые из кожи вон лезут, чтобы запустить в серийное производство достойный электромобиль (куда уж тут до заговора!), но постоянно обламываются.Жалко, однако, дела обстоят у традиционного автопрома. Слава богу, существует еще и нетрадиционный. Речь идет не о кулибиных-самоучках, которые в сараях и гаражах ваяют чудеса технологий в штучном экземпляре, а о полноценном производстве. Конечно, не таком массовом, как вышепомянутые гиганты, однако же исчисляемом в тысячах произведенных и проданных электромобилей.

Венец такого революционного автопрома, его украшение и звезда — это Tesla Motors, родом из Кремниевой Долины. Не буду пересказывать краткую (компания была учреждена в 2003 году), но головокружительную историю этого Подлинного (а не фальшивого) Величия Америки, а ограничусь сухим остатком: 22 июня 2012 года по всей страны начались продажи серийного седана — т.н. Tesla Model S, машины, которая не просто революционизировала все представления человечества о средствах передвижения, но и безоговорочно вбила крест на будущем бензиново-дизельного автопрома:

Этот фантастический монстр задумывался как прямой конкурент пятой серии BMW, Audi A6 и Mercedes E-класса. Моей первой приличной машиной (после ночных кошмаров 11-ого Жигуля и 41-го Москвича) стал в 1992 году обновленный Dreier, через два года — Audi 100 2.8, и с тех пор мой автомобильный табель о рангах пребывал в неизменном состоянии. При всём при том я не понимаю, как и с чем можно сравнивать космический корабль будущего Model S:

Этот монстр разгоняется до 60 миль (почти 100 км/ч) за 4,4 секунды (комплектация Signature Performance), пробегает на одном заряде аккумуляторов 480 километров (пакет 85 kW·h, есть еще 40 и 60) и стоит 105 тысяч 400 долларов за топовую версию Signature Performance ($95,400 за Model S Signature).

Компания заявила о готовности принимать предварительные заказы 26 марта 2009 года и в первую же неделю получила 520 резерваций (за три года до предполагаемого старта продаж!). В декабре 2010 года число желающих приобрести автомобиль будущего составил 3 тысячи человек, в ноябре 2011 — 6500, в мае 2012 — 10 тысяч.

Теперь — самое главное. За день до того, как биржа устроила Tesla Motors кровавую бойню (то бишь вчера!), компания сделала сенсационное заявление о запуске долгожданной сети сверхскоростных зарядных станций (Supercharger network) в Калифорнии и частях Невады и Аризоны (сразу же вступили в действие первых шесть точек).

Источником энергии для сети Supercharger служит солнечная электроэнергия (от SolarCity), поэтому заправка машин Model S будет обходиться очень недорого. Станции в Калифорнии — только начало. В следующем году Tesla Motors начнет заполнение хайвеев по всей территории Соединенных Штатов и Канады — от Ванкувера до Сан Диего, от Маями до Монреаля и от Лос Анжелеса до Нью-Йорка. В Европе и Азии Суперчарждеры появятся уже во второй половине 2013 года!

Наконец — фанфары: продолжительность заправки Model S, которой хватит на 3 часа езды (100 киловатт), составляет 30 минут. Учитывая, что вменяемые водители больше трех часов подряд обычно баранку не вертят, перерыва на чашечку кофе или чая хватит аккурат на приведение электромобиля обратно к боевой готовности.

Дорогие коллеги, теперь вы понимаете о чем вообще идет речь и что за компания Tesla Motors?! Перед нами революция, пожалуй, величайшая после изобретения интернета! И как на эту революцию реагирует фондовый рынок? Полностью пропустив мимо ушей новость об открытии сети Суперчарджеров, заклинивается на примитивной сиюминутной рефлексии глобального экономического спада и втаптывает в грязь производственную гордость Америки!

Самое же чудовищное: пока Tesla Motors расплачивается за неспособность граждан покупать пачками автомобили будущего, которые стоят 100 тысяч долларов, Apple — этот величайший трикстер XXI века, — заказав производство деталек китайским, корейским, малазийским, тайваньским и прочим чиподелам, удлинив корпус старого телефончега на пару сантиметров и покрыв его черной и белой красочкой, профанирующей технологию анодирования алюминия, красочкой, которая в первый же день — еще на прилавках! — стала осыпаться и соскрябываться, продает 5 миллионов таких телефончегов за три первых выходных дня и срывает после этого кассу Уолл-Стрит!

Кали-юга, мать ее! Чудовищнее ситуации, описанной в предыдущем параграфе, может быть только такая: я уже заказал себе новый iPhone 5! Беленький. На нем, говорят, красочка осыпается не так активно, как на черненьком :)

Единственное оправдание: у меня нет 100 тысяч долларов на Model S, да и в России Суперчарджеры появятся, боюсь, уже сильно погодя после моей смерти.