НДС: Цукер не друг, но истина дороже

Нет больше сил наблюдать за идиотией, которая творится вокруг акций Facebook в средствах массовой информации! Сначала, до выхода IPO компании Цукерберга, все соревновались в том, кто громче воспоет светлое будущее и предскажет предел роста котировок: 60! 80! 100 долларов за штуку!  Затем, после обвала принялись пинать Цукерберга и Facebook аки дохлого осла, опять же соревнуясь, кто остроумнее и смачнее приложил бедолагу, которому к тому же уже успели привесить ярлык самого провального биржевого дебюта в истории. Ничего кроме омерзения подобное поведение вызвать у мыслящего человека не может!
 
То, что средства массовой информации несут несусветную чушь, не удивляет: для мейнстримных СМИ, ориентированных на самый широкий и непритязательный сегмент аудитории, воинственное дилетантство – это норма с момента зачатия. Удивляет поведение инвесторов. Впрочем, инвесторами эти толпы язык назвать не поворачивается. Истерические шизофреники – вот самое точное определение масс, купивших акции Facebook на выходе IPO по 39-40 долларов, а теперь в ярости сотрясающих кулаками воздух на котировках, обвалившихся до 18-20.
 
Обратите внимание: «истерические шизофреники» – это не эмоциональная метафора, а исчерпывающе точный диагноз. Сознание торгующей на бирже публики безнадежно расщеплено между жадностью и трусостью, причем ни о каком компромиссе между этими ключевыми инвестиционными эмоциями говорить не приходится: включается один аватар шизофренически расщепленной личности, и жадность превращается в единственную эмоцию, мотивирующую все поведение. Потом – щёлк! – включается другой аватар и вот уже страх толкает на очередное безумие.
 
К тому же биржевой шизофреник постоянно истерит, поскольку его реакции несоразмерны информационным мотивам: если покупает, так делает это без малейшей оглядки на здравый смысл, если продает, то с потрохами и по бросовым ценам.
 
Думаю, нет смысла объяснять, почему истерическая шизофрения на бирже – это карт-бланш к быстрому и эффективному разорению. Меня интересует в данный момент больше истина. Она же такова, что Facebook – потрясающая компания с уникальными деловыми показателями, до которой плыть и плыть подавляющему большинству так называемых «голубых фишек», десятилетиями коптящих индекс Standard & Poor 500. И именно это обстоятельство – высокое качество инвестиции в Facebook – надлежит учитывать мудрым и рассудительным людям, которые приходят на биржу с целью заложить фундамент для долгосрочного и крепкого материального достатка, а не срубить по скорому капусты.
 
Для того, чтобы у коллег не сложилось впечатление о моем сегодняшнем посте как об эмоциональной агитке (и тем более – как об инвестиционной провокации), я попробую сейчас раскрыть простую логику, какая только и должна была определять отношение к IPO Facebook всякого вменяемого инвестора.
 
Начну с главного: в момент, когда Facebook выходил на биржу, помимо т.н. «проспекта», который в силу жанра больше напоминал рекламную брошюру, была финансовая история компании, насчитывающая много-много лет. Разумеется, компания была частной, однако же нельзя утаить очевидное: сотни миллионов пользователей самой популярной в мире социальной сети и сотни же миллионов долларов рекламных поступлений (или, может быть, кто-то подумал, что миллиарды банеров и контекстной рекламы, крутящейся 24 часа в сутки на Facebook, – не более, чем декоративный элемент оформления портала?).
 
Далее. У Facebook были очень крутые (хотя и не доброй памяти) андеррайтеры: Goldman Sachs, T. Rowe Price Group Inc., Morgan Stanley и Fidelity. Сегодня модно травить демагогию про то, как Morgan Stanley сначала кинул половину страны на ипотечном джанке MBS, а теперь вот задумал кинуть на Facebook. Не слушайте, бога ради, эту очередную журналистскую тупость! Morgan Stanley (равно как и все остальные голдман саксы) – это акула, у которой только один смысл в жизни: зарабатывать деньги. Если инвестиционный банк продает какие-то инструменты (как в случае с MBS), еще можно задуматься: не пытаются ли нам всучить что-то по принципу «На тебе боже, что мне негоже». Когда же инвестиционный банк что-то покупает, он, надеется на этом заработать.
 
Goldman Sachs и Morgan Stanley купили Facebook, потому что полагали сказочно обогатиться за счет этой социальной сети. И, представьте себе, полагают до сих пор! Скажу больше: все институциональные инвесторы, принявшие участие в выведении Facebook на биржу, равно как и сам Цукерберг со товарищи, не очень-то сильно горюют по поводу снижения биржевых котировок компании. Почему? Во-первых, потому, что ни один из них не покупал акции по 38-40 долларов, а брал их много-много-много дешевле. Во-вторых, сегодня создалась реальная предпосылка для практически дармового average down, расширения портфеля за счет покупки ценных бумаг по ценам, ниже тех, что платились ранее.
 
Собственно, второе мы как раз и наблюдаем сегодня: и Цукерберг, и сама Facebook, и все ее андеррайтеры провели массовую скупку акций своего IPO, как только она опустилась ниже 20 долларов за штуку. И процесс этот шел полным ходом и на уровне 19, и на уровне 18 долларов. Если бы Facebook продолжил падение и дальше, интенсивность выкупа акций только бы повышалась с каждым днем.
 
Почему так? В общем-то я уже сказал почему: повторяю дословно, поскольку это очень важно: Facebook – это потрясающая компания с уникальными деловыми показателями, до которой плыть и плыть подавляющему большинству так называемых «голубых фишек», десятилетиями коптящих индекс Standard & Poor 500!
 
Смотрите, о чем идет речь. Facebook выходил на биржу с совершенно нереальным предложением по капитализации – 104 миллиарда долларов. Это такая безумная и смешная цифра, что тут даже и обсуждать бессмысленно. Насколько правильно делался расчет андеррайтерами на то, что уровень в 38-40 долларов удержится? Сложно судить. Задним умом мы все, конечно, крепки, и сегодня ясно, что андеррайтеры просчитались, однако, зная иррациональную природу поведения инвесторских толп на бирже, можно был в равной мере полагать, что исходный безумный уровень устоит.
 
Уровень этот не устоял. Замечательно. Сегодня капитализация Facebook – почти 45 миллиардов долларов и, судя по многочисленным признакам, точка равновесия достигнута на уровне 18-20 долларов за акцию (как раз текущие котировки). Иными словами, перед нами компания, капитализация которой больше, чем у 448 фирм из 500, входящих в репрезентативный индекс «голубых фишек» Америки S&P 500!
 
Вы понимаете смысл этой цифры? Facebook на своем «самом неудачном в истории IPO» заработал больше денег, чем есть у 90 % лучших американских компаний, которые выстраивались десятилетиями! И это мы называем «провалом»?! Это – неудача?!
 
Даже если снижение котировок Facebook продолжится и компания еще раз «сложится пополам» (то есть цены на акции упадут до уровня 10 долларов), мы по-прежнему будем иметь гиганта стоимостью 23 миллиарда долларов!
 
Однако, капитализация – дело десятое на фоне деловых показателей компании. Вы только послушайте: Faceebook сидит на «подушке» из денежной наличности равной 10 миллиардам 190 миллионам долларов! Это свободные деньги, которая компания может инвестировать в любую инициативу. Далее: доход Facebook в последнем квартале (первом – в статусе публичной компании) составил 1 миллиарда 200 миллионов долларов. Это доход за ТРИ МЕСЯЦА! Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 32 %. Чистая прибыл при этом составила 295 миллионов долларов, что соответствует марже (net margin) 25 %! Количество подписчиков социальной сети 955 миллионов, годовой рост – 29 %.
 
Знаете, что это за показатели? Это показатели звездного бизнеса. О каком может только мечтать CEO любой американской «голубой фишки» (ну разве что за исключением Тима Кука :). Собственно, в этих показателях кроется и львиная доля яростной критики и неприязни, которая проливается сегодня в СМИ на Facebook: все банально ЗА-ВИ-ДУ-ЮТ!
 
Самое же, конечно, обидное, что такой звездный успешный и – главное – перспективный бизнес принадлежит какому-то, прости господи, гику-недоучке, отягощенному к тому же еще и диагнозом по пятому пункту :) Тут уж сам бог велел покуражиться, порадоваться биржевому обвалу Facebook!
 
Вот только рано радуются. История компании Цукерберга еще даже не начиналась.