НДС: Дистопия Нуриэля Рубини

Удивительно, как карма формы передается на содержание! Раньше мне всегда казалось, что форма может выступать эластичным и универсальным вместилищем для любого наполнителя, ан нет: оказывается, одно проникает в другое и переделывает по собственному подобию.

Мысли эти подобно матерной фразе на спектакле в Большом театре, навеянной, как оказалось музыкой (читатель, думаю, помнит это замечательный анекдот из советской утопии), посетили меня при изучении доклада «Глобальные экономические риски – 2012», подготовленного армией самых светлых академических, политических и деловых умов планеты (в количестве 469 штук, пардон, экспертов) для участников Всемирного экономического форума в Давосе, который открылся накануне.

Тон в «Глобальных рисках» задавал профессор Нуриэль Рубини, один из моих самых любимых пессимистов-академиков, с суждениями которого я периодически знакомлю читателей (последнее упоминание – пост в НДС «Мантра удачи»).

Итак, что я там говорил про форму и содержание? А вот что. Нуриэль Рубини свел 50 «главных рисков», с которыми человечеству придется иметь дело в ближайшие 10 лет, к состоянию «дистопии», которая идеально характеризует современное положение дел в мире. Социальные беспорядки, экономическая неуверенность, финансовая нестабильность, возрастание социального и материального расслоения, наступающая пауперизация населения, безработица, неподъемные долговые обязательства государств и целых континентов, отлившиеся в жуткие цифры – 225 миллионов безработных в мире, каждый третий за чертой бедности, 1 процент семей владеет 40 процентами всего мирового богатства, самые низкий уровень заработных плат относительно валового продукта за историю и проч., все эти страсти позволяют однозначно говорить о наступлении «дистопии».

Забавно, что у этого термина есть два перевода. Первый, из бытового словаря – это «антиутопия», второй – из медицинской терминологии: смещение органа относительно его нормального положения :) Оба значения идеально подходят под описание экономического состояния мира в наше время.

Как и полагается серьезному ученому, Рубини не останавливается на перечислении негативных сторон мира, а предлагает обширный набор действий для выхода из кризисного состояния:

– Качественное повышение роли профессиональных союзов и активное делегирование управленческих функций трудовым коллективам (до чего знакомо звучит для моего поколения и тех, кто постарше!);
– Повышение инвестирования в образование;
– Инвестирование в развитие, а не в сиюминутные показатели;
– Перераспределение власти в обществе в пользу народоуправления;
– Стандартизация делового кода поведения.

Ну что тут скажешь? Замечательные слова. Замечательные идеи. Правильные. Пожелания благие и намерения красивые. Вот только… Что только? А то, что все эти правильные и красивые мысли давным-давно известны страдающему человечеству! Известны, обмусолены, прочувствованы и даже выстраданы. А воз и ныне там.

Почему так? Да потому что ученые люди привезли в Давос совершенно не то, что нужно было вести. Вернее, вообще ничего не нужно было вести туда – в свете той крамолы (а на самом деле – секрет Полинешеля!), что собираюсь сказать. Проблема мира не в дистопии, не в отсутствии идей для выхода из кризиса (причем – идей правильных!), а в МЕХАНИЗМЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТИХ ИДЕЙ! Вернее – в отсутствии этих механизмов реализации.

Вот над чем нужно биться и ломать голову. Как переделать структуры государственного устройства и форм управления таким образом, чтобы можно было реализовывать правильные, объективно понятные всем идеи. Очевидно же, что ни капиталистическая модель, ни коммунистическая, ни тирания, ни демократия с этой задачей не справляются. Причем не справляются столетиями.

Будет ли заниматься Давос подобными вопросами? Нет конечно! Почему? Потому что Давос с первого дня был лаковым фасадом существующего в мире статус-кво. Причем статус-кво, устраивающего мировой истеблишмент и элиту.

Вот, собственно, и объяснение моих странных мыслей, навеянных давосской музыкой: лакированная форма международного форума не может породить ничего кроме лакированных докладов на лакированные темы. Темы, в которых живая коллизия покрыта таким слоем самодовольного лака, что жизнь давно приказала долго жить. Эдакий паучок, застывший в капле янтаря, миллион лет тому назад.

А ведь был живым. Паучек-то.