НДС: Джугаад: действуй по обстоятельствам!

Пять лет у меня ушло на то, чтобы разобраться в глубинном устройстве индийской жизни. Понимание пришло благодаря чистой случайности: не будь ее, так бы и продолжал глядеть по сторонам широко распахнутыми глазами и с отвисшей челюстью — до того непривычны реакции местных людей, до того странны поведенческие паттерны, которые все до одного сводятся к общему знаменателю — отсутствию каких бы то ни было паттернов!

Понимание индийского мировосприятия, которым местные люди руководствуются во всем — от развлечений в редкие минуты отдыха (в самом деле редкие: создается впечатление, что все здесь работают 20 часов в сутки! Другое дело — эффективность этой работы :)) до выполнения служебных обязательств, лечения больных, преподавания йоги, регулировки движения на уличном перекрестке — понимание это пришло ко мне на дороге. В прямом смысле слова: за рулем скутера, на котором я накатал уже не одну тысячу километров.

Если вы хотите лишиться даже намека на покой — сядьте за руль скутера или мотоцикла и покатайтесь по Индии! Если не поседеете, то есть шанс, что вам откроется нечто совершенно невероятное — понимание жизни, радикально отличное от того, к чему вы привыкали с ясельного возраста.

Главная и единственная особенность индийского дорожного трафика — это полное отсутствие даже намека на минимальный порядок и организацию. Индийские дороги — это тотальный хаос и анархия! Тотальный! Огромные, несущиеся с безумной скоростью грузовики, шныряющие между ними мотоциклы, велосипеды, мопеды, моторикши, в сантиметре от которых проплывают корабли рейсовых междугородних автобусов, напоминающих внешним видом китайских фестивальных драконов. В эпицентре всей этой энтропии — медленно бредущие в задумчивости коровы, аккурат посреди проезжей части, иногда — лежащие там же собаки. Собаки лежат плашмя на асфальте — жарко! — все машины, скутеры, пешеходы терпеливо и без ворчания их обходят. О том, чтобы кто-нибудь шуганул пса, тем более ударил — даже представить себе такое немыслимо!

И тут-то, в самой гуще этого невообразимого хаоса и беспорядка, меня пронзила молнией удивительная мысль: если пытаться выстраивать свое поведение по какому-то заранее рассчитанному или запланированному шаблону, считай — ты пропал! Либо врежешься в кого-то, либо улетишь в кювет. Реальность индийской автодороги оставляет всякому, желающему выжить, один-единственный выбор: действовать по обстоятельствам!

Ничего никогда не планировать, не пытаться логически осмыслить то, что не поддается логике, не придумывать объяснения тому, что невозможно объяснить в принципе, а принимать реальность такой, какая она есть и действовать сообразно обстоятельствам. Мчится лоб в лоб на тебя автобус? Не нужно судорожно соображать, как и зачем он оказался на встречной полосе — может так оказаться, что это судорожное соображение окажется для тебя последним в жизни. Тихо, молча и спокойно прими влево, прижмись к обочине, подрежь велосипедиста, на худой конец — он не обидится и поймет. Почему поймет? Потому что сам с детства живет именно по такому принципу: принимает реальность как она есть, не пытаясь навязать ей какую-то рациональную схему, тем более — подвести под какой-то жесткий априорный шаблон.

Это удивительное смиренное приятие жизни, основанное на готовности подстраиваться к любым самым неблагоприятным обстоятельствам, не является индийским изобретением и онтологически восходит к хорошо известной восточной Инь-философии, то есть женского, мягкого, гибкого подхода к вещам. В теории женское начало Инь всегда уравновешивается мужским началом Ян (в индийской парадигме — это Пуруша и Пракрити), однако в житейской практике восточный человек всегда отдаст предпочтение в поведении именно Инь-принципу как более выигрышному и надежному. Думаю, нет смысла напоминать, что западный человек всегда выступает с Ян-позиции, пытаясь сначала всегда действовать силой и продавливать.

Наш мировоззренческий экскурс сегодня я, разумеется, устроил неспроста :) Изучая биографию очередной удивительной корпорации, вознесшейся к славе на волне «Jugaad», (на хинди — «ловкая, умелая импровизация») — Solar Electric Light Company (SELCO), вдруг понял, что успех пришел исключительно благодаря той самой адаптивной Инь-философии, которая оплодотворяет бизнес на Востоке и в Индии в частности.

Спешу предостеречь читателя от опасной ошибки: не подумайте только, что Инь-философия предполагает женское смирение и готовность безропотно принимать судьбу! Все с точностью до наоборот! Главное в Jugaad — именно действие по обстоятельствам, вытекающее из отказа продавливать реальность под себя! Посмотрим, как это выглядит на практике.

Хариш Ханде учредил крупнейшую индийскую компанию по продвижению солнечных энергетических установок (SELCO) в 1995 году. Мало того, что этот безумный предприниматель на полном серьезе собрался продвигать дорогую технологию альтернативной энергетики в стране со столь символическим уровнем доходов на душу населения, так он еще вознамерился делать это в беднейших регионах Индии — в отдаленной сельской местности!

Когда Хариш Ханде рассказал в первом банке о своих деловых планах, надеясь получить подъемный кредит на развитие бизнеса, банковский служащий не поверил своим ушам и даже пригласил коллег по отделу послушать безумного человека, который пришел брать кредит для организации продаж солнечных силовых установок в глухих деревнях! Почему в глухих, позвольте полюбопытствовать? — Ну как же? Ведь там же вообще не проведено электричество! Людям приходится сворачивать работы еще засветло!

Ну сумасшедший, что с него возьмешь? Сегодня SELCO процветающая компания, которая поставила и обслуживает солнечные силовые установки в 125 тысяч домашних хозяйств и все они расположены в самых глухих и беднейших регионах страны. Спрос на продукцию SELCO столь высок, что к 2013 году запланировано почти удвоение (200 тысяч) клиентской базы!

И как все это удалось реализовать Харишу Ханде? В общем-то, не очень все оказалось сложным. Не нужно было просто идти в лобовую атаку на велосипеде против пятитонного грузовика. Все, что потребовалось от Ханде, так это адаптироваться к непреодолимым обстоятельствам. И найти оптимальный выход.

Средний заработок жителя глухой индийской деревни — 1 доллар в день. На эти деньги о покупке солнечной силовой установки можно мечтать хоть 300 лет — все одно не получится. Выход один — брать кредит. Однако по требованию Резервного банка Индии минимальный размер первоначального платежа для получения кредита — 25 процентов. Даже эта сумма — совершенно нереальна, поэтому кредит крестьянам и фермерам не даст ни один банк.

Хариш Ханде разрабатывает следующую схему финансирования покупок. Специально обученные коммивояжеры SELCO отправляются в самые отдаленные регионы страны и демонстрируют жителям деревень, в которых отродясь не было никакого электричества, все преимущества и достоинства солнечной электроэнергии.

Следующий шаг — формирование коллективных заявок. SELCO продает свои установки не в одно домашнее хозяйство, а сразу в десятки.

Следующий шаг — SELCO договаривается с банками на предоставление кредитов под закупку сразу большого числа силовых установок, которые за счет объема отпускаются по более выгодным для конечного покупателя оптовым ценам.

Остается решить главный вопрос: где взять 25 процентов для первоначального платежа? За 15 лет неутомимого труда Хариш Ханде и его сотрудники создали целый консорциум финансовых альянсов, готовых сделать первоначальный взнос за клиентов SELCO. Главную скрипку в этом консорциуме играет REEEP — The Renewable Energy & Energy Efficiency Partnership — некоммерческий консорциум, окрыленный идеалами продвижения альтернативных источников электроэнергии и объединяющий 400 партнеров во всем мире, из которых 45 — это правительства государств (Австралия, Австрия, Канада, Евросоюз, Германия, Ирландия, Италия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Испания, США, Великобритания, Китай, Индия и проч.).

Финансовая схема замыкается: REEEP оплачивает 25 % стоимости солнечных силовых установок SELCO, партнерский банк предоставляет кредит всем членам покупательской группы, компания Ханде поставляет оборудование, монтирует его и обучает пользованию. Счастливые пользователи получают возможность чуть ли не в два раза повысить производительность своего труда за счет дополнительных «светлых часов», которые добавляют к их трудовому дню солнечные батареи SELCO.

Но это лишь начало истории. Помимо уникальных схем финансирования SELCO разработала и уникальную систему обслуживания оборудования на местах, которая позволяет качественно снижать для конечного потребителя стоимость пользования солнечными установками в долгосрочной перспективе (всех, кому интересны подробности, отсылаю к этим документам на портале SELCO).

И подобных наработок у Хариша Ханде полный короб. Что не удивительно: как бы иначе этот сумасшедший человек мог претворить в жизнь свою принципиально непретворяемую бизнес-идею?!