НДС: Кингфишер
Kingfisher — слово знакомое каждому русскому человеку в Индии. Потому что так называется самое лучшее индийское пиво. Собственно, оно даже не столько самое лучшее, сколько единственное: за все годы мне посчастливилось попробовать еще лишь один брэнд — Haywards 5000, да и то случилось в северных штатах: от Мумбаи и ниже его днем с огнем не отыщешь.
Короче говоря, «Кингфишер», приятная легкая вариация а-ля Corona или Coors, радует соотечественников, по мере сил отвлекая от более тяжкого семилетнего рома Old Monk и местной католической самогонки из орехов кешью по имени «Феня» (Feni).
Есть, однако, в Индии кроме пива еще и другой «Кингфишер» (вообще-то слово переводится как птичка «зимородок») — это Kingfisher Airlines, самая фешенебельная местная авиалиния.
Внутренние индийские авиалинии — это вообще едва ли не самое большое потрясение для иностранцев (не только бывших советских, но и любых других — от американцев до австралийцев), потому что эти авиалинии вступают в поразительный диссонанс с привычной окружающей действительностью. Действительность эта такова, что индусы, равно как и русские, мягко говоря не умеют, не могут и не особо хотят обустраивать свой материальный быт (видимо сказывается у тех и других излишнее многовековое увлечение духовными глупостями). Не в смысле купить красивую тачку и плазменную панель в дом (с этим у нас и индусов как раз все в порядке), а в смысле — не гадить в лифте, не засирать окружающую среду, не кромсать дороги и вообще не жить только сегодняшним днем, хотя бы изредка задумываясь о потомках.
Так вот, индийские внутренние авиалинии — это как русский Большой театр или Московский метрополитен: объект обоснованной национальной гордости. Самолеты все новые, сервис отменный, а цены просто невероятные. Скажем, билет из Дели в Даболим (1900 км лета) и обратно в авиакомпании Spice Jet (которой я всегда летаю) — около 75 долларов. Такой же порядок цен и у остальных местных авиакомпаний.
У всех, кроме одной — Kingfisher Airlines. Потому что «Кингфишер» позиционирует себя с первого дня как элитный класс и пользуется неизменной популярностью у местных любителей фронды (понты — такой же неотъемлемый атрибут индийской национальной культуры, как и русской).
Авиакомпания была создана в 2005 году Виджаем Маллья — миллиардером из Бангалоре, владельцем United Breweries Group, холдинга, которому принадлежит торговая алкогольная марка Kingfisher). Собственно, Маллья создал две авиакомпании: элитный Kingfisher Airlines и полно дисконтный Kingfisher Red (изначально Air Deccan) и обе они практически на глазах отхватили солидный куш рынка внутренних авиапассажирских перевозок (14,3 % у Kingfisher Airlines и 13,5 % у Air Deccan по состоянию на лето 2008 года, увы, более свежих данных по-быстрому не обнаружил). Конечно до алкоголического размаха авиакомпаниям Маллья еще далеко (UB Group производит 48 % всех индийских горячительных напитков), но в данном случае изначально акцент делался на качество обслуживания, а не на долю рынка.
И это понятно, поскольку конкуренция у Kingfisher колоссальная: на тесном пятачке местных авиаперевозок энергично сучат руками Air India, Air India Express, GoAir, IndiGo, Jet Airways, Psice Jet, а на подходе еще два стартапа — Air Dravida и Easy Air.
До самого последнего времени Kingfisher Airlines удавалось эффективно конкурировать за счет, как я уже сказал, безупречного качества услуг. Kingfisher — одна из шести уникальных авиакомпаний мира, которые сумели получить наивысшую оценку пять звёзд от Skytrax (эталонного сертификатора услуг авиаперевозок), вместе с Asiana Airlines, Malaysia Airlines, Qatar Airways, Singapore Airlines и Cathay Pacific Airways.
К чему я все это рассказываю? К тому что в минувшую субботу Kingfisher Airlines разорился! Из 64 самолетов летают только 28, половина пилотов уволилась (из-за хронических невыплат содержания), тысячи пассажиров застряли в аэропортах, а государство заморозило все счета авиаперевозчика.
Бизнес в Индии (опять же — также как и в России!) олигархический. Есть, правда, и колоссальное отличие: помимо дюжины миллиардеров, которые десятилетиями окормлялись льготами и лицензиями при верховной власти (о том, как все это выглядело в 70-80 годы, когда закладывались гигантские состояния, можете почитать в моих индийских сагах для «Бизнес журнала» — «Бирла», «Субмарина Саурона», «Тата», «Лотос из грязи»), в стране созданы уникальнейшие условия для процветания малого и среднего бизнеса. Подобная политика продиктована чистым прагматизмом: если удавливать маленького человека как это делается в России и не позволять ему заниматься собственным бизнесом, прокормить 1 миллиард 200 миллионов никак не получится.
Виджай Маллья — знатный олигарх, разумеется — депутат Парламента, разумеется, владелец национальной команды Формула-1, разумеется, хозяин одной из самых красивых и огромных яхт в мире (Indian Empress). Связи Маллья — под стать монопольной деловой хватке. Не удивительно, что уже в первый же рабочий день после технического дефолта (в понедельник 20 февраля) были достигнуты все необходимые соглашения для возобновления работы Kingfisher Airlines: налоговое ведомство разморозило банковские счета, главный кредитор — Государственный банк Индии — реструкрутировал задолженность в 1,3 миллиарда долларов и тут же еще и выдал новый кредит «Кингфишеру» на 20 миллиардов рупий (400 миллионов долларов). Также были проведены вразумляющие переговоры с консорциумом кредиторов (16 заинтересованных сторон), которые обещали не давить.
Будем надеяться, украшение пассажирской авиации Индии «Кингфишер» на этот раз выкарабкается. Единственный вопрос — надолго ли? Мой ответ: не надолго. Почему? Потому что он снова и снова не сможет выдерживать конкуренцию. Дисконтные авиалинии страны приняли решение создать объединенный пул для совместных закупок новых самолетов, снимая, тем самым, колоссальное кредитное бремя с каждого из участников соглашения. Это позволит освободить капиталы для успешного противостояния росту цен на топливо (именно этот рост в первую голову и погубил «Кингфишер») и поддержанию стоимости авиабилетов на демпинг-уровне.
Единственный козырь «Кингфишер» — авиакомпания модная, стильная и подчеркнуто дорогая. Глядя на индусов, которые приезжают на уикэнд в Гоа и оставляют состояния (по местным меркам, разумеется) в самых дорогих ресторанах (куда кроме индусов и русских нормальные люди из Европы, Австралии и Америки не заглядывают), рискну предположить, что если не случится экономический кризис (а он, похоже, в Индии не случится), желающих летать на самолетах демонстративно дорогой авиакомпании не убавится. А значит «Кингфишер» не только выкарабкается из дефолта, но и вернется к нормальному бизнесу.
[quote=vi_9]Так в чём же дело? Берите отпуск и вперёд, в Индию. Там сейчас, по идее, не жарко. А заодно и воспользуетесь услугами Кингфишера.[/quote]
Ага, не жарко :) Сегодня ездили на водопад Дудх Сагар (второй самый большой в Бхарат): в 8 утра на поезде 50 минут — замечательно, потом на джипе 45 минут через броды и по джунглям — еще лучше, потом купались в водопаде — мечта, а вот обратно … Поезд задерживался на 2 с половиной часа, решили — автобусами: из одной деревни в другую, потом оттуда в город Понда, из Понда — в Маргао, из Маргао — до ж/д вокзала, где оставили скутер — и ВСЕ это на 36-38 градусах жары :) Зато потом на скутере 10 минут — и океан, дом! Вот это зима так зима :)