НДС: Куда подевался царь из головы?

Когда-то Sony принадлежала к числу моих любимых компаний. Происходило это, правда, на чисто эмоциональном уровне: мне нравилось то, что японцы изготавливали: мой первый плеер аудиокассет, мой лучший диктофон, мой лучший ноутбук. Как только, однако, я стал оценивать компанию не сквозь призму индивидуальных предпочтений, а в контексте экономики, волосы  стали шевелиться в неположенных местах от созерцания поразительно ошибочных телодвижений, которые Sony совершает не в виде исключения, а постоянно из года в год, словно ведомая неведомой дланью путем самурая (к харакири).

Свои первые тревожные мысли по поводу  Sony я изложил на бумаге пять лет назад («Как никто другой», Бизнес Журнал, январь 2007) и с тех пор продолжаю с печалью наблюдать за spiralling down  некогда прекрасной компании: ставшее уже хроникой непопадание в стиль и эстетику современных трендов IT-технологий, банально инженерное отставание от корейских конкурентов в последней горячей области для Sony – плоских телевизионных панелях, отсутствие оригинальных идей и – главное! – собственного стиля и концепции на рынке мобильных телефонов и т.п.

Поводом к сегодняшнему комментарию, однако, стали не глобальные дефекты, а вчерашнее заявление компании о грядущем обвале прибыли из-за удешевления евро относительно иены: «В настоящее время мы не можем предпринять никаких контрмер, поэтому урон нашей прибыли будет колоссальным», –  заявил Хироши Курихара, корпоративный казначей Sony. 

Евро опустилось относительно евро на самую низкую отметку за 10 лет – до 101,94. Отдадим должное: Sony предвидела эскалацию европейского долгового кризиса  и заблаговременно принялась сворачивать свое европейское производство – закрыла заводы в Испании и Словакии. Однако компания оказалась не готова к обвальному курсу валюты Евросоюза. 

В июле прогноз операционной прибыли (продажи минус себестоимость и на административные издержки) делался в размере 200 миллиардов иен (2,6 млрд. долларов) в расчете на обменный курс 115 евро на весь срок с июля по март 2012 года. Сегодня Sony теряет по 6 миллиардов долларов за каждое падение евро на 1 иену.

Почему такое происходит? Хироши Курихара дает свое объяснение: «Sony не покупает в больших объемах компоненты в Европе, а азиатские поставщики выставляют цены в долларах, а потому возможности компании по хеджированию рисков из-за падения евро ограничены».

Скажи, читатель, ты покупаешь такое оправдание?! Мы, конечно же, не столь одарены финансово, как японские денежные аналитики, но задавать вопросы никто не запрещает. Вот и хочется спросить: а что, рынок Forex, созданный именно для таких ситуаций, а не биржевых спекуляций, больше не существует? Сорос его раздербанил до такой степени, что у Sony выработалась идеосинкразия к валютным фьючерсам? Кто-то отменил торги по контрактам EUR/JPY?

Что мешало Sony заблаговременно обезопасить валютные риски, хеджируя все планируемые обороты, деноминированные в евро? Ведь эти обороты планируются, не так ли? А может, планируя прибыль, японцы забыли встроить фактор вероятного падения курса евро? Как такое может быть? За что получают зарплату финансисты крупнейшего в Японии импортера?

Глупости, конечно. Есть поговорка на бирже: «Оглянись вокруг: если не видно дураков, значит этим дураком как раз являешься ты сам». У меня мозг устроен таким образом, что я не могу априорно допустить существование дураков в правлении компании Sony. Поэтому с великой вероятностью дураком являюсь я сам. Что, впрочем, не отменяет заданного вопроса: почему Sony не хеджировала валютные риски фьючерсными контрактами?! А может – хеджировала, но нам не говорит?

У кого-то из коллег есть соображения на этот счет? 

PS. Две вещи не дают мне покоя: лозунг Sony – Make. Believe, который, если убрать точку, превращается в слово «притворство» (неужто тоже не знали, когда создавали этот catch-phrase?) и персонаж генерального директора компании, сильно не японца Говарда Стрингера (как ему удалось возглавить японскую компанию вопреки всем существующим традициям держать бразды правления в родных руках?).