НДС: Школа протекционизма
General Motors отчитался о выдающихся достижениях по итогам 2011 финансового года, вернул себе обратно титул крупнейшего мирового автопроизводителя (которым обладал бессменно с 1931 года, однако уступил Тойоте в 2008 году) и тут же принялся благодарить своих самоотверженных работников, выделив 500 миллионов долларов из рекордной выручки (7,6 миллиарда!) на премиальные. 182 миллиона выплатят инженерами и менеджерам, остальное – работягам на конвейере.
Замечательная новость и хочу поздравить американский автопром с отличными результатами. Пожелать нашим Ладам-Газам-и-как-там-они-еще-называются брать пример со своих коллег за океаном, однако, нет ни малейшего желания, поскольку «наши» уже многократно доказали полную неспособность не то, что выбираться из кризиса, но даже работать в мирных условиях без ценового демпинга и запретительных таможенных пошлин. Посему лучшее, что можно пожелать отечественному автопрому, так это поскорее продаться целиком и полностью каким-нибудь достойным людям, хотя бы Фольксвагену (если, конечно, последние захотят ввязываться: Лада, чай, не Татра).
Успех General Motors тем примечательнее, что компания два года назад обанкротилась (вместе с Фордом и Крайслером). О том, как GM выбирался из ямы, я в свое время излагал читателям на страницах Бизнес Журнала («Мене, мене, текел, упарсин» и «Долг платежом красен»). Не вдаваясь в подробности, напомню сюжет: в 2008 году рынок американского автопрома упал с 70 процентов до 53 (это у себя на родине!). В сентябре 2008 «Большая Тройка» попросила у государства 50 миллиардов долларов на выплату задолженностей по медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению перед своими работниками. Конгресс, однако, одобрил только 25 миллиардов субсидий. В декабре 2008 прощальным жестом уходящий Буш подписал выкуп Big Three за 17,4 миллиарда долларов, но Боржоми оказалось пить поздно. 1 мая 2009 года под защиту Chapter 11 ушел Крайслер, а через месяц обанкротился и General Motors.
Все эти события были на виду общественности и широко освещались прессой. Самое интересное, однако, началось потом – уже после объявления банкротства. Ключевым моментом государственной санации отрасли стало тотальное перераспределение собственности в Крайслере и GM, в первую очередь – в пользу профсоюза работников автомобильной промышленности (UAW), главного содержателя и кукловода партии демократов. UAW не только получил контроль над GM и Крайслером, но и вынудил Обаму развязать позорный крестовый поход на Тойоту и немецкий Даймлер-Берц (историю с якобы саморазгоняющейся Toyota Prius и взятками русским и китайским чиновникам, роздаваемым немецкими автопромовцами, я как раз и описал в «Долгу платежом красном»).
Усилия увенчались успехом, Тойоте был нанесен сокрушительный удар (не за Приус, разумеется, а за отказ допускать UAW к собственному пролетариату на свои шесть гигантских сборочных линии в США), немцы отделались легким испугом, дав дяде Сэму взятку, в два раза превышающую суммарные откаты в 10 странах мира, поминаемых государственным обвинителем), а американский автопром воспряв духом, проявил удивительную жизнестойкость и вернул себе лидирующие позиции на национальном рынке.
Happy End. Теперь сравним американский сценарий с российским – очень похожим по сути и духу. Российский автопром пользуется абсолютной поддержкой и защитой родного государства. Все президенты, какие у нас только были после генсеков (а до президентов – и сами генсеки), свято верили в системообразующих характер отечественного автопрома, подкрепленный мистическим символизмом какой-то загадочной экономической независимости и технологического прогресса.
Для российского автопрома на два года, как в США, а десятилетиями создавались совершенно тепличные условия: запретительные пошлины на ввоз иностранных автомобилей, удавливание рынка подержанных иномарок, ценовой демпинг, льгтное кредитование под символические проценты, ну и так далее – по полной программе.
И что мы получили взамен и в благодарность от отечественного автопрома? Продолжение нескончаемой, длящейся более полувека какофонии дизайна, ходовых качеств, надежности (вернее, полного ее отсутствия) и технического совершенства (уродства). Какая-то прямо феноменальная неспособность создать хоть что-то приличное, не вызывающее смеха и отвращения. В любых самых тепличных условиях.
Так что, господа хорошие, думайте, что хотите, но больному поможет только доктор Кеворкян. Форду, Крайслеру, GM помогать, глядя на нескончаемый ряд автомобильных шедевров (от Мустанга до ТрейлБлейзера), – одно удовольствие и родному государству сам бог велел. А вот газам-ладам – помогать, конечно, будут и дальше, но иначе как крестом господним да терновым венцом назвать это самоистязательство язык не поворачивается.