Яньгуан

Наше путешествие сегодня — в мир электронных устройств, призванных щекотать шишку визуального наслаждения современного консьюмериста. Предвижу недоумение не предупрежденного читателя: «К чему тогда весь выпендрёж с Яньгуан [1].

И рад бы назвать, да перо не поднимается: о «телевизорах» в привычно-традиционном смысле слова мы как раз говорить будем в наименьшей степени. Всё больше о загадочно приплюснутых устройствах, коих развелось великое, путаное до беспамятства множество: жидкокристаллические экраны, мониторы со светодиодной подсветкой, плазменные панели и «органические» дисплеи. Даже отчаянно либертарианское воображение не рискнет причислить названные устройства к «телевизорам» — этим «гробикам», «гробам» и «гробищам» нашей юности с непристойно выпирающим афедроном электронно-лучевых трубок, стыдливо упрятанных в колокол пластикового кожуха. Не только габаритами, но и задействованными технологиями современные гаджеты визуального наслаждения располагаются гораздо ближе к небожительнице Яньгуан, чем к ветхозаветному детищу Зворыкина [2].

[[wysiwyg_imageupload:322:]]

От читателя, посвященного в технологические тонкости предмета, не ускользнула вопиющая крамола только что заявленной авторской позиции. В самом деле: в среде прожженных профессионалов и утонченных эстетов бытует безоговорочное мнение, что только ЭЛТ-телевизоры (те самые — с электронно-лучевыми трубками) обеспечивают наивысшее качество изображения, подлинное буйство красок и — вот он, любимый конёк! — полноценную передачу черного цвета. А тут — на тебе: автор взял да и отмел с порога традиционные телевизоры как, якобы, недостойные восседать в пантеоне Яньгуан!

На самом деле, ничего автор не отметал, а лишь бережно отодвинул в сторону. По той причине, что, помимо «истинно черного цвета», который, и правда, у ЭЛТ-телевизоров смотрится наиболее убедительно, существует добрых два десятка факторов (технических, но не только!), каждый из которых в современных «приплюснутых» устройствах реализован на порядок лучше, чем у «гробиков» нашего детства.

Рассмотрением этих факторов мы сегодня и займемся. С единственной скромной целью — облегчить читателю выбор того неповторимого субъективно-идеального устройства, которое максимально соответствует приоритетам личного стиля. Читатель, не сомневаюсь, помнит аксиому, анонсированную в самом начале наших технологических эссе: «гаджетный» консьюмеризм предполагает покупку не устройств, эксплуатирующих те или иные технологии, а устройств, предельно соответствующих жизненному стилю потребителя! Соответственно, если ваш жизненный стиль определяется функциональностью, то выбор телевизора будет один, социальным статусом — другой, аудио-визуальным перфекционизмом — третий, банальным бюджетом — четвертый. Именно в этом ключе, по уже сложившейся доброй традиции, мы и проведем классификацию игрушек богини Яньгуан.

Мантры [3]

С потребительской точки зрения, все многообразие технологической терминологии, связанной с устройствами визуального наслаждения, сводится к трем заклинаниям: разрешению экрана, яркости изображения и его контрастности.

Начнем с разрешения. Далекому от науки и техники честному человеку достаточно усвоить магическое слово «пиксель», чтобы достичь просветления в плероме мудреных понятий — таких как PAL, NTSC, VGA, SVGAи даже архимодном HDTV [4]. Итак, «пиксель» — самая маленькая и более не делимая точка экрана. Соответственно, когда говорят, что у экрана разрешение составляет 640 х 480 пикселей, то имеют в виду, что по горизонтали в этот экран вмещается 640 точек, а по вертикали — 480. По ходу дела: соотношение 640 х 480 называется VGA-разрешением. Почему? Потому что так захотелось компании IBMв 1987 году.

[[wysiwyg_imageupload:323:]]

За спасительную ниточку пикселя мы вытягиваем остальную цепочку, на первый взгляд, инородных понятий: PALи NTSC — это названия аналоговых (то есть нецифровых) стандартов телевизионного вещания, которые, помимо прочих параметров (например, частоты кадров в секунду: 25 — у PALи 29 — у NTSC), имеют и собственное разрешение: 720 х 576 пикселей для PAL, 720 х 480 — для NTSC. Во всеоружии полученных ориентиров несложно оценить по достоинству величие грядущего (а в США — уже и настоящего) формата телевещания — HDTV: целых 1 920 точек по горизонтали против 1 080 по вертикали! Практический смысл разрешения: чем оно выше, тем больше деталей изображения удается рассмотреть на экране.

Вторая мантра — яркость экрана, которая измеряется — прости господи! — в канделах на квадратный метр (кд/м2). Если я скажу, что 1 кд/м2 соответствует яркости такой поверхности, которая в перпендикулярном направлении излучает силу света в 1 канделу с одного квадратного метра, то честный читатель меня либо проклянет, либо навсегда потеряет сон. Поэтому лучше ограничиться безобидными сравнениями. Так, яркость экрана в профессиональном кинотеатре варьирует от 25 до 60 кд/м2, яркость цветного ЭЛТ-телевизора — 200–400 кд/м2, , жидкокристаллической (LCD) панели — от 400 до 500 кд/м2, плазменной панели — от 450 до 1 500 кд/м2. Практический смысл яркости: чем она выше, тем меньше затемнения требуется в помещении для комфортного просмотра. Не случайно в кинотеатрах гасят свет, а плазменные панели, украшающие оживленные улицы городов, хорошо просматриваются даже с большого расстояния и при дневном свете.

Заключительная мантра симфонии — контрастность, то есть отношение самого темного участка изображения к самому светлому. Можно, конечно, убить элегантность нашего определения муторными рассуждениями об оптических плотностях почернения и тангенсах угла наклона прямолинейного участка характеристической кривой — только оно нам надо? Гораздо практичней обратиться к житейскому опыту: чем выше контрастность изображения, тем приятней процесс любования.

Во всеоружии магических формул заклинания приступаем к ритуальной практике.

Джапа [5]

В наши дни честный консьюмерист, озабоченный визуальным наслаждением, сталкивается с нелегким выбором между:

  • традиционными ЭЛТ-телевизорами;
  • плазменными панелями;
  • жидкокристаллическими (так называемыми LCD) панелями и
  • проекторами.

Разговор о проекторах мы отложим до будущих времен, пока же опишем вкратце достоинства и недостатки остальных групп.

Начнем с «гробиков нашей юности». Главным плюсом традиционных телевизоров с электронно-лучевой трубкой, помимо уже помянутой и горячо любимой профессионалами передачи «истинно черного цвета», является цена. На этом преимущества ЭЛТ заканчиваются. Если каких-то три года назад все козыри находились в руках традиционных телевизоров, то сегодня они полностью перекочевали к ушлым покеристам из команды «плоских и легких». Даже джокер по имени «самая достоверная в цветовом отношении картинка» — последний бастион ЭЛТ — перехватили LCD-панели нового поколения. «Гробикам нашей юности» остались лишь неприятности: чудовищные габариты, чудовищный вес да геометрические искажения по краям картинки, не устранимые никакими потугами так называемых сверхплоских кинескопов.

[[wysiwyg_imageupload:324:]]

Плазменные панели — бесспорные фавориты торгового люда. Напор, с которым лабазники втюхивают потребителю «плазму», достоин книги рекордов Гиннеса. Какие только аргументы не идут в ход: и гигантские размеры экрана, и умопомрачительные показатели контрастности (вплоть до 1:10 000), и сказочные углы обзора (160 градусов), и «возможность использования в качестве дисплея персонального компьютера» (цитирую по видной рекламной брошюре)». Последнее утверждение — особенно умилительно: при разрешении в 1 366 x 768 и 50-дюймовом размере плазма-панели, курсор компьютерной мыши занимает на экране 3 сантиметра — мечта и сказка!

Моя рекомендация: бога ради, не слушайте торговцев, а просто понаблюдайте спокойно за динамикой изображения на плазменном экране: обещаю, через 15 минут вы физически ощутите за стеклянной подложкой панели странное «шевеление». Чуждое и инородное, не имеющее к сюжету ни малейшего отношения. А эта уловимая невооруженным глазом поволока (чтобы не сказать — муть!) картинки, это «подготовительное тление», превращающее черный цвет в мутно-серый и замыливающее остальные, эта тормознутость графики, заметная при каждой резкой перестройке кадра!

Перечисленное «своеобразие» плазмы, терпимое на гигантских панелях городских улиц, торговых площадок супермаркетов и залов ожидания аэропортов, и невыносимое в домашних условиях, связано исключительно с неуклюжей технологией холодного свечения газа, возникающего под действием электрического поля высокого напряжения. Добавьте сюда перегрев люминофора, его испарение и загрязнение верхнего стекла панели продуктами распыления, приводящее к известному эффекту «выгорания» плазменных панелей (это когда постоянно белеет в углу фантомный логотип любимого телеканала!) и жутким вертикальным полосам справа и слева (из-за смотрения стандартного телевизионного эфира в формате 4:3, а не 16:9), а также — низкое разрешение экрана (1 366 x 768) в моделях дешевле 10 тысяч долларов, не оставляющее надежды на реальное HDTV, и вы поймете, почему нужно стряхнуть с ушей рекламную лапшу и двинуться дальше — к прилавку с жидкокристаллическими панелями.

До недавнего времени существенным минусом LCD-панелей являлся относительно ограниченный угол обзора, не позволявший предаваться визуальному гедонизму откровенно сбоку. Сегодня и эта последняя карта плазмы (угол обзора 160 градусов) оказалась битой: аналогичный параметр, скажем, LCD-панели JVC LT-46FN97 составляет 178 градусов. Прочие технические характеристики уже давно относят жидкокристаллические панели к бесспорным фаворитам рынка аудио-визуальных гаджетов. Судите сами — LCD-панели:

  • самые плоские и легкие устройства;
  • обладают самой сочной и яркой картинкой;
  • демонстрируют самое высокое разрешение, достижимое ЭЛТ и плазмой лишь в моделях с запредельным ценником;
  • не имеют геометрических искажений картинки;
  • используют цифровой интерфейс, сводящий до минимума потери при передаче цифрового же сигнала (фильмы DVD или Mpeg4 — DivX, xVidи т.п.);
  • задействуют самую современную и самую перспективную технологию изображения;
  • дешевеют не по дням, а по часам.

Из перечисленных достоинств самым привлекательной, с потребительской точки зрения, является способность современных жидкокристаллических панелей воспроизводить полноценное разрешение телевидения высокой четкости, те самые 1 920 х 1 080 пикселей. Все прочие устройства — и ЭЛТ-телевизоры, и плазменные панели — лишь имитируют HTDV, производя так называемый даунсэмплинг, то есть подгонку видеосигнала высокого разрешения под заниженные возможности собственного экрана. На языке рекламного обмана это называется «HDTVReady», то есть «Готовность к телевидению высокой четкости».

Кстати, для того чтобы насладиться полноценным HDTV, не обязательно дожидаться, пока муссоны прогресса додуют до просторов нашей необъятной родины: уже сегодня по кабельной подписке (или через спутник) можно принимать американские телеканалы, которые практически все перешли на вещание нового поколения — и CBS, и NBC, и PBS, и TheCW, и DiscoveryHDTheater, и HBOплюс еще полтора десятка каналов.

Под занавес — рекомендации моделей, традиционно заточенных под стилистические предпочтения пользователей:

  • Стиль «Дешево и Сердито»: любая из топ-моделей ЭЛТ-телевизоров с широкоформатным (16:9) 36-дюймовым экраном и 100-герцовой частотой разверстки. Что-нибудь типа Toshiba 36JW9UR ($1 150), JVC HV-36P38 ($1 600) или Philips 36PW9618 ($2 100).
  • Стиль «Технологический перфекционизм»: JVC LT-46FN97— уникальная 46-дюймовая LCD-панель от JVCс полноценным воспроизведением HDTV(разрешение экрана панели 1 920 x 1 080), яркостью 500 кд/м2, контрастностью 1:1 200, углом обзора 178 градусов и реальной ценой $2 700 [6].
  • Стиль «Имиджевый Hi-Enda-laBugatti»: SharpAQUOSLC-65D90U($7 500) — LCD-панель нечеловеческого размера (65 дюймов — 162 см!), широким форматом, полноценным HDTV-разрешением, яркостью 450 кд/м2 и контрастностью 1:800.

В категории «Имиджевый Hi-Enda-laRolls-Royce», иллюстрирующий запредельные претензии на уровне консервативного лимузина, а не спортивного болида, с огромным отрывом побеждает проектор BARCO XLM-H25(разрешение 2 048 x 1 080, контрастность 1:1 250, цена — от 200 тысяч долларов). Но, поскольку разговор о проекторах мы отложили до лучших времен, то и поминаем это чудо техники вскользь.


[1] Яньгуан — в китайской народной мифологии «Богиня зрения».

[2] Зворыкин В. К. (1889–1982) — американский физик русского происхождения, изобретатель телевидения (передающая трубка, иконоскоп — 1923 год, принимающая трубка, кинескоп — 1924 год).

[3] Мантра — в индуизме и йоге: магическое слово или выражение, которое гуру дает ученику в рамках ритуала посвящения.

[4] HighDefinitionTV— телевидение высокой четкости.

[5] Джапа — в индуизме и йоге: практика длительного повторения мантр, направленная на достижение самадхи (единения с богом).

[6] Все цены я привожу для селлеров, зарегистрированных в сети pricegrabber.com, у которых, собственно, и надлежит приобретать дорогостоящие игрушки Яньгуан. Причина банальна: имиджевые (=новорусские) накрутки отечественных умельцев прилавка исчисляются в несколько тысяч (!) долларов.

Впервые опубликовано в журнале «Cigar Clan».