Меленький секрет Теслы
С удовольствием читаю мейнстримные страшилки об “ужасах” финансового положения Теслы (в российской прессе этот мем носит даже скрепный характер): и долги, мол, ужасные, и прибыли нет никакой, и вообще – впору Маску повеситься.
Проблема в том, что в угоду низменному злорадству толпы (которая спит и видит, как бы дождаться краха всего неординарного и выделяющегося из бесцветной и бездарной массы) журналисты и даже ряд профессиональных аналитиков оценивают бизнес Теслы в контексте традиционного автомобилестроения, к которому, в реальности, компания Маска имеет лишь номинальное отношение (в том смысле, что машины Теслы – вроде как тоже машины).
Если оценивать Теслу теми же мерками, что Форд или какую-нибудь Тойоту, окажется, что положение компании в самом деле аховое: долг, что краткосрочный, что долгосрочный, в два раза превышает капитализацию (для сравнения: у Тойоты краткосрочный долг равен капитализации, а долгосрочный – в два раза меньше), вместо прибыли – одни убытки (то, куда уходят все 10 миллиардов долларов от продаж – в НИОКР, который у Теслы больше, чем у всего остального автопрома вместе взятого – предпочитают не распространяться), динамика расходов отрицательная. Короче, не сегодня завтра пациент преставится.
Не буду тратить времени на детальный разбор этой ерунды (времени жалко хотя бы уже потому, что федеральные власти видят в Тесле символ американской устремлённости в будущее и поэтому никогда не допустят его крушения, банально предоставляя Маску столько денег, сколько ему понадобится – не одному же Газпрому пользоваться безграничным кредитом государственного доверия!), а открою маленький секрет (на самом деле — Полишенеля) мейнстримной публике.
Есть такой хитрый показатель качества бизнеса, который называется Short Float, объём коротких позиций биржевых трейдеров по отношению к эмиссии, находящейся в публичном обороте (в процентном выражении). Short Float отражает меру пессимизма рынка по данной компании: чем выше этот показатель, тем больше спекулянтов считает, что акции будут обваливаться.
Short Float у Теслы просто гигантский: 24,86 %! Это означает, что каждый четвёртый трейдер считает, что акции Теслы будут падать. Для сравнения тот же показатель у Форда – 8,48 % (тоже, к слову, очень высокий), а вот у Тойоты – 0.06% (это как раз ближе к норме). Получается, что у Теслы Short Float в 400 раз (!!!) больше, чем у Тойоты. То есть негативное настроение на рынке по поводу Теслы в 400 раз выше, чем по поводу Тойоты.
Что это значит? Вы не поверите: только то, что акции Теслы будут и дальше расти как безумные, а акции Тойоты расти не будут! Будет так потому, что Short Float – контрарный показатель. То есть, чем он выше, тем радужнее перспективы роста акций компании! Когда Short Float ничтожный (как у Тойоты), на рынке нет покупателей (все давно уже закупились). И новых продавцов тоже нет. А значит, нет и интереса к спекулятивному движению: акции покупают исключительно ради дивидендов (которые у Тойоты, к слову, очень высокие 2,80%).
Психологический фундамент контрарности Short Float банален: толпа на бирже всегда ошибается и всегда в пролёте. Чем больше Short Float, тем больше дураков (главный источник обогащения для “умных денег”!) продающих акции “в короткую” (технически – берущих их в долг у собственников), тем больше предложений на рынке и тем больше возможностей для понимающих механику биржи трейдеров наращивать свои позиции в Тесле.
Мораль: не тратьте времени и не усугубляйте своё материальное благополучие, делая ставку на скорый крах Теслы. Дело это почти безнадёжное. Поиграйте лучше в настоящий мыльный пузырь – в биткоины!