Чему следует обучать на курсах трейдинга и почему этому не обучают
Размышления вслух вместо торжественной речи, приуроченной к близящейся 17-летней годовщине Школы биржевого трейдинга vCollege
Через несколько месяцев исполняется 17 лет vCollege — первой русскоязычной школе биржевого трейдинга в интернете. Прекрасный, на мой взгляд, повод, подвести промежуточные итоги, однако не в плане достижений, а в аспекте эволюции нашей учебной программы и методики преподавания.
Когда, вернувшись в 1999 году из США, я решил, что лучшей отдачей после 5 лет биржевых игр на американском рынке и 10 тысяч долларов, потраченных на приобретение книг по трейдингу, станет передача накопленного опыта и знаний всем желающим, в России торговлей на бирже занималась горстка знакомых между собой людей, к тому же ещё и связанных с легендарной площадкой на Мясницкой улице.
Сегодня на одном только форуме Смартлаба зарегистрировано почти 32 тысячи людей, полагающих себя «трейдерами», и 116 компаний, так или иначе связанных с биржевыми услугами. В абсолютном выражении цифры, конечно, скромные, однако с учётом обстоятельств, поистине революционные.
Под «обстоятельствами» я подразумеваю неприязнь, которая стойко держится в общественном сознании по отношению ко всему, что связано с деньгами в целом, и фондовыми рынками, в частности. Государство эту неприязнь с удовольствием культивирует, однако мотиватором не является, ибо корни антипатии сидят глубоко в советском прошлом, где слово «спекулянт» было не только ругательством, но и несло в себе угрозу тюремной посадки. К советскому наследию добавился перестроечный беспредел хопров, русского златосеребра и ммм, отлившийся в эпохальное обворовывание доверчивого населения. Как следствие в широких народных массах в России сложился на сегодняшний день жёсткий стереотип биржи и трейдинга как синонимов недостойных и опасных места и занятия.
Такой стереотип не только не позволил выйти из зародышевого состояния интересу общества к тем или иным формам прямого взаимодействия с фондовым рынком на частном уровне, но и — что гораздо опаснее! — привёл к удручающей дремучести населения в вопросах элементарной финансовой грамотности. Подавляющее большинство людей вообще не понимает, как устроены финансовые отношения в обществе, в котором им суждено обитать, и это обстоятельство открывает двери для одурачивания, способного дать фору всем пирамидам лихих 90-х. Чего стоит одна экспансия контор микрофинанирования, запрещённых в той или иной форме в цивилизованных государствах, однако же в России получивших протекцию в лице государственной почты.
Всё это я говорю к тому, что 30 тысяч трейдеров, зарегистрированных на одном только форуме, — факт замечательный и удивительный. Тем более, что я смотрю с оптимизмом в будущее и не верю в возрождения химер прошлого. Рано или поздно фондовый рынок займёт полагающееся ему достойное место не только в экономической инфраструктуре, но и в сознании российского общества. И тогда вопросы образования станут ещё более актуальными.
Сегодняшнее же положение дел таково, что характерной чертой «российского пути» к бирже является почти полное отсутствие доступных образовательных программ и как результат — повальное и массовое самообразование.
Если подходить умозрительно, то самоучка лучше неуча, есть, однако, подводные камни, сводящие на нет благие побуждения. Для адекватного самообразования требуется, во-первых, системное видение структуры изучаемого предмета, во-вторых, представление об общей методике. Оба этих условия сами по себе универсальны и необходимы для изучения любого предмета — от иностранного языка до биржевого трейдинга или инвестирования.
К сожалению, и системное видение структуры и понимание общей методики само по себе не усваивается. Это те аспекты знания, которые непременно должны закладываться в стенах образовательных заведений, либо под руководством опытного преподавателя. Мой многолетний опыт общения с людьми, пришедшими в трейдинг через самообразование, указывает на отсутствие данных аспектов практически у каждого.
Виною тому, на мой взгляд, является слабая представленность гносеологических универсалий в системе высшего образования. Как следствие, в современных вузах готовят программистов, врачей, переводчиков и архитекторов, которые теоретически должны уметь программировать, лечить, переводить и строить, однако не имеют даже отдалённого представления о дисциплинах, отличных от их профессиональной ориентации.
«Зашоренная специализация» замечательна до тех пор, пока в силу неизбежных тектонических сдвигов в структуре общественной занятости узкий профессионал не начинает присматриваться к незнакомым профессиям. Тогда программист приходит в биржевой трейдинг и начинает лепить роботов для алгоритмического трейдинга, даже не догадываясь, что вся триггерная система его роботов — верх примитивизма на фоне современного корпуса знаний в данной дисциплине.
Переводчики, архитекторы и прочие гуманитарии, самостоятельно изучающие трейдинг, естественным образом дрейфуют в сторону «интуитивных» техник предсказания и прочих «астрологий», однако узнав, что та же самая биржевая астрология требует от них понимания как минимум компьютерных нейросетей на основе моделей с плавающим углом, быстро тушуются и задвигают биржевое хобби за задворки подсознания.
Общее место всех без исключения самообразовательных усилий — неизбежная деформация объекта изучения (фондового рынка) в сторону идеализации какого-то одного аспекта (техники анализа, алгоритма, биржевого инструмента и т.п.) и забвения всего остального. Впрочем, о забвении говорить не приходится, поскольку самоучка изначально не догадывается о существовании альтернатив полюбившейся ему «системе» (как правило, той, что он познал первой).
Профессиональная биржевая публика может прочувствовать вышесказанное, проведя полчаса на форуме Смартлаба: за бесконечным, по большей части мусорным, потоком постов, реплик и копипаст тут же проглядывает тематическое и типологическое однообразие, выдающее всё то же автодидактическое любительство. 95% участников обсуждения либо насилуют графические построения (волны Эллиотта здесь подаются и воспринимаются если не как последнее слово науки, но уж точно как высшее тайное знание), либо люто злоупотребляют лет как 20 изжившим себя индикаторным анализом. Оставшиеся 5% играют в «инвесторов», раздавая патриотичные рекомендации покупать «отечественные акции» (при том, что более разорительного совета на сегодня представить сложно).
Нарисованная картинка достаточно просто объясняется алгоритмом самообразования: «приятель» рекомендует «почитать одну классную книжку», будущий «трейдер» читает Джо Росса, Билла Уильямса или дюжину других «горячих» кийосак и нассимталебов из списка переведённой «Альпиной Паблишер» литературы, после чего «трейдеру» открывается Священный Грааль. Дальше всё идёт по накатанной: брокерский счёт — депозит — слив.
Ещё печальнее, когда эта триада («брокерский счет — депозит — слив») превращается в порочный круг, если только биржевой мазохист не находит в себе силы вырваться из деформированной реальности. Вырваться и осознать, что кроме «чёрных лебедей» и «системы Profitunity» в трейдинге есть ещё море чего интересного — интересного не в частностях и деталях, а в концептуальном отношении.
Весь пафос мною сказанного сводится к простой истине: деформация самообразования исправляется только через усвоение универсальной картины мира финансов. Можно было предположить, что такая картина мира является лейтмотивом русскоязычных школ трейдинга, однако, к сожалению, это совсем не так.
В основе дидактической программы нашей Школы биржевого трейдинга vCollege лежит обучение универсальному (глобальному) видению, которое реализуется на практическом уровне через авторский алгоритм «судебного процесса». Трейдерское решение, которое мы культивируем в наших студентах, рождается из трёх обстоятельств:
- знания всех без исключения современных техник биржевого анализа;
- понимания многофакторной природы любого явления на фондовом рынке и, как следствие, совершения практических действий, учитывающих реальную, а не иллюзорную природу доходности (доход как функция времени, а не риска, тогда как сам риск — лишь плата за ускорение времени);
- абсолютной гибкости и свободы при выборе фондовых площадок для трейдинга и инвестирования, которые достигаются после избавления от комплекса региональной (национальной) неполноценности, лингвистических зажимов и т.п.
Описанный универсальный подход образовательных программ vCollege я оцениваю как главный результат развития нашего проекта за 17 лет. Моя удовлетворённость только усиливается после знакомства с дидактическими планами большинства программ обучения трейдингу в русскоязычном пространстве.
Основная часть этих методических разработок не в состоянии подняться над деформацией реальности (в данном контексте под деформацией реальности я подразумеваю преподавание «авторской системы трейдинга» — доморощенных роботов, кластеров из технических индикаторов, манипуляций с опционными стратегиями и т.п.). Другие хоть и приемлют идею универсального подхода в принципе, однако по непонятной причине транслирует её на уровне механического перечисления большого числа биржевых инструментов, аналитических техник, психологических «правил» и критериев money-management, за которым не проглядывает ничего кроме компиляции из бумажных учебников.
Особенно печалят в этом отношении современные курсы трейдинга, делающие в своих программах акцент на модных сегодня темах — психологии, управлении капиталом и инвестировании — и при этом подающие материал на уровне заезженных до неприличия банальностей: «жёсткая дисциплина и беспрекословное следование выбранной торговой системе — залог успеха», «хороший инвестор контролирует убытки, обрезая их с помощью стоп-лоссов» и т.п.
Единственное, чего нам не хватало до недавнего времени, так это площадки для тестирования на практике концепции универсализма, лежащей в основе дидактических программ vCollege. Прорыв случился благодаря сотрудничеству с прайм-брокером Exante, чья торговая платформа оказалась идеальной для преодоления региональных комплексов. Exante не только позволяет через один терминал на основных рынках мира (Россия, Испания, Франция, Германия, Великобритания, Италия, США, Норвегия, Канада и Гонконг), но и устраняет главный демотиватор трансрегиональной экспансии — незнание иностранных языков (либо страх перед ними).
На терминале Exante начинающий трейдер получает техническую возможность выходить на любую биржу мира, не покидая при этом комфортной зоны родного языка. Как следствие, с первых шагов он воспринимает фондовый рынок не как дискретное пространство, состоящее из экзотических островков, на которых установлены неведомые и закрытые правила, а как единую территорию, подчинённую универсальным законам, на которой решения принимаются после взвешенного учёта максимально возможных факторов: геополитических (не пропущенных через кривое зеркало региональных суеверий!), макроэкономических, психологических, фундаментальных и технических.
Одним словом, сейчас у нас есть все необходимое для обеспечения эффективного погружения новичков в захватывающее ремесло как на уровне теории, так и на уровне практики. Дело за малым: чтобы нас услышали!
Если индикаторный анализ себя изжил, то почему он входит в программу vCollege?
По двум причинам, Павел: во-первых, индикаторы являются очень плодотворным материалом для входных узлов компьютерных нейросетей, которые давно уже стали основным инстурментом биржевого анализа. Во-вторых, индикаторы демонстрируют очень хорошие результаты, если используются в универсальных контекстах, дополняя сигналы совершенно отличной природы (на этом синтезе основан принцип “судебного расследования”, которые лежит в основе методики vCollege. Вот для этого и учим :)