НДС: Незалежность в свете капиталистической ортодоксии

Всю неделю мы путешествовали на машине по Украине: Каменец-Подольский – Тернополь – Львов – Киев – Глухов. Везде останавливались, гуляли по городам, ночевали, ехали дальше. Месяцем раньше также катались по украинскому югу: Белгород Днестровский – Одесса – Николаев – Херсон – Симферополь и далее весь Южный Берег Крыма вдоль и поперек.

Признаюсь, поездки эти повторяются в моей жизни ежегодно и по множеству раз, поэтому ни о каких «открытиях» и «новых впечатлениях» речь не идет. Я просто углубляю то, что уже хорошо знаю и люблю.

В какой-то момент поймал себя на мысли, что провожу на Украине даже больше времени, чем в России. Лишь немногим меньше, чем в Молдавии и Индии – главных «стоянках» моего кочевого бытия. Очевидно, что делаю это по доброй воле: было бы странно постоянно возвращаться туда, где тебе не нравится. Я люблю Украину, мне очень нравится украинский язык, и я желаю этому краю мира и процветания.

При этом со всей очевидностью вижу, что путь развития, избранный Украиной, так же, кстати, как и Молдавией, разительно отличается от того, что мы можем наблюдать в России. И это отличие – самое удивительное, что только можно себе представить, поскольку все бывшие республики СССР вылупились из общего советского гнезда. Казалось, смены нескольких поколений более чем достаточно для того, чтобы у всех жителей одной шестой суши сложилось единое ощущение мира, которое они бы и принялись воплощать в материальную культуру как только отправились в самостоятельное плавание.

Ан нет! Похоже, в национальном сознании есть гораздо более глубинные пласты, которые, стоит лишь освободиться от идеологического принуждения, тут же сметают все свежие наслоения (пусть даже и почти вековой длительности) и формируют общественную, политическую и экономическую самостийную жизнь так, как это более соответствует национальной психологии.

Сегодня мне бы хотелось поделиться с коллегами своими мыслями и впечатлениями от украинской Незалежности (использую это слово как синоним самостийного пути развития в его уникальном национальном колорите) в контексте экономики и политики – аспектах, наиболее подходящих для профиля нашей социальной сети. Культуру, язык и национальные отношения – феномены не менее яркие и увлекательные – отложим до следующей оказии, ежели таковая появится да и вообще – тема вызовет у коллег адекватный отклик и интерес.

Итак, первое разительное отличие Украины от России – это остановка времени. Сразу делаю оговорку: все, что я буду говорить об Украине, в полной мере относится и к Молдавии, которая демонстрирует удивительную конформность во всех проявлениях общественной и частной жизни за исключением, разве что, существенно более интенсивного гастарбайтерства и существенно же более низкого уровня жизни. Это тем более удивительно, что молдаване принадлежат к романской языковой группе, а украинцы – к славянской. Впрочем, удивление проходит, как только мы выходим на первопричину общности украинцев и молдаван – православную веру.

Остановку времени констатируют все без исключения внимательные путешественники. Как только пересекаем границу, мы сразу же попадаем в наши собственные 90-е годы – во всем, вплоть до мельчайших деталей:

– манеры простолюдинов одеваться в кричащие яркие туалеты (с какой-то просто мистической тягой у женщин к черному цвету!);
– авторитета «братков», который проявляется на каждом светофоре (бьют по газам и рвут с места на своих сильно бэушных бехах, меняют рядность, не удосуживаясь включать поворотники, и т.п.) и в каждом заведении общепита (отдельные «крутые» столики, согнутый буквой «зю», расплывающийся в медовой лыбе хозяин ресторации);
– запредельной обшарпанности муниципальных зданий и провинциальных городских инфраструктур в целом, демонстрирующих абсолютное отсутствие финансирования (вернее, какое-то финансирование наверняка есть, но разворовывают все, поскольку местное чиновничество никак не может выйти из стадии первоначального обогащения);
– политической жизни, которую можно охарактеризовать единственным словом – энтропия (неустойчивая центральная власть, чехарда с ротациями на местах и – главное! – вынесение политики на улицу и на глаза населения: на каждом углу плакаты очередных партийных новообразований, агитация за новые коалиции, постоянное прямое вещание парламентских заседаний по телевидению и т.п.);
– тотальном доминировании мелкого лавочничества и предпринимательства.

Последний момент – самый выразительный, самый повсеместный и самый ключевой для понимания того, что на самом деле происходит с Украиной (и Молдавией). Мелкое предпринимательство доминирует повсеместно – от Жмеринки до Киева. Тысячи лавочек, базарчиков, киосков, частных аптек, каких-то немыслимых конторок и агентств, магазинчиков, сарайчиков, бутичков и проч. Всюду. Совершенно однозначно ощущается, что речь идет не о случайных вбросах в экономику, а об основе этой экономике, ее костяке. Что на Украине, что в Молдавии мелкое частное предпринимательство является основой общественно-экономической жизни.

Точно такое же обилие лавочек мы наблюдали и в России в первой половине 90-х годов. Затем эти лавочки очень быстро и уверенно смели. «Очистили» города от мелкого предпринимательства. Вместо магазичников стали появляться супермаркеты, которые затем так же быстро объединились в торговые сети. Вместо самопальных и стихийных рынков и торговых рядов, уродующих площади городов, быстро выстроили современные красивые торговые центры и моллы.

Именно эти «воспоминания» о нашем прошлом, ожившие на улицах Украины, и рождают представление об остановке времени. Кажется, что Украина (и Молдавия) перестала развиваться! Застыла где-то в середине 90-х и … непонятно, что дальше!

Впервые после долгого – пятнадцатилетнего – перерыва я приехал в Молдавию и на Украину в начале нулевых годов. Тогда же и констатировал остановку времени со всеми ее живописными атрибутами. С тех пор путешествую в те края ежегодно и каждый год наблюдаю все ту же картину остановившегося времени! Просто морок какой-то. Кажется, что в России постоянно что-то меняется, а на Украине и в Молдавии – ничего!

На самом деле, конечно, это иллюзия: рядом с характерными лавочками и рыночками строят торговые центры и моллы. В Киеве – под стать московским и по размаху, и по понтам, в провинции (Херсон, Николаев, Одесса) – с размахом, аналогичным для российских же крупных районных центров. Отличие же в том, что у нас ничего уже, кроме этих центров и моллов, почти не осталось, а на Украине они существуют параллельно с лавочками и рыночками, которые, в свою очередь, точно так же прытко и энергично развиваются.

Последнее наблюдение и подсказало мне ключ к понимаю сущности общественного развития в Незалежном государстве. Дело в том, что Украина (и Молдавия) строят совершенно другое общество! Совершенно иной капитализм, радикально отличный от госкапитализма российского образца.

В июне 2012 года на Петербургском международном экономическом форуме ВВП заявил: «Госкапитализм – это не наша цель. В то же время приватизация не должна вести к возникновению частных монополий на месте государственных». На мой взгляд, фраза президента – классическая сублимация. Потому что именно этот самый госкапитализм Россия и строит полным ходом. И ничего другого быть не может, потому что в той или иной форме только такие формы централизованного общественного устройства в России и могли прижиться. Любой иной вариант – центробежный вихрь и развал государства.

Что же строят украинцы и молдаване? Смешно сказать: ортодоксальный капитализм! Тот самый, что строился в XIX веке в Соединенных Штатах, а ранее – в странах Западной Европы. Ортодоксальный капитализм, основанный на индивидуальном творчестве и частной инициативе. Только такой капитализм и способен сформировать адекватный строю тип личности – самодостаточного хозяина, пусть мелкого, но независимого, контролирующего собственную судьбу и преуспеяние.

Абсолютная монархия, большевизм, госкапитализм – это лишь разные проявления одной и той же патерналистской модели, в которой всегда будут правители-отцы и работники-дети и никогда не будет частной инициативы, а без нее капитализм всегда останется фикцией.

Развивается ли ортодоксальный капитализм в России? Конечно, развивается. Но только в тени патерналистской модели. Эдакий чахлый кустик, прикрытый со всех сторон разлапистыми ветвями могучего дуба госкапитализма. Перспектива? Если ничего не менять, то кустик так и продолжит чахнуть, влача тоскливую ношу серого бытия.

К чему приведет «лавочный» капитализм Украину? К тому же, к чему пришла и Западная Европа с Америкой: к органичному общественному строю, в котором, конечно же, существуют транснациональные концерны, моллы и сети супермаркетов, однако никоим образом не доминируют!

Думаю, коллегам будет интересно узнать, что крупный бизнес в США не является доминирующим даже отдаленно. Не верится, правда? Между тем это именно так: в 99 % всех предприятий Америки работает менее 500 человек. Около 20 миллионов американцев работают в компаниях, штат которых менее 20 человек, еще 19 миллионов – в компаниях со штатом от 20 до 99 человек, 15 миллионов – в компаниях со штатом от 100 до 499 человек. И только 50 миллионов трудятся в крупном бизнесе (от 500 сотрудников и выше). И это после 300 лет развития капитализма!

Оно и понятно: только капиталистическая ортодоксия – те самые лавочки и рыночки – способна исторически сформировать единственно адекватный для данного общественного строя тип личности: самостоятельного и самодостаточного гражданина, умеющего и способного прокормить себя предпринимательством, а не наемным трудом. В рамках же госкапитализма мы можем надеяться лишь на репродукцию «послушного овечьего стада», алчущего пайки и доброй воли верховного правителя.

Осталось разобраться с умилительной провинциальностью и местечковостью украинцев и молдаван. Провинциальность эта отнюдь не определяется благосостоянием нуворишей. Скажем, по количеству проданных золотых унитазов Киев давно переплюнул Москву (оно понятно: местные нувориши давно уже мимикрировали под «европейские стандарты», а вот незалежные никак не угомонятся :). Такого количества «Кайеннов», как в ничего не производящем Львове, я тоже давно нигде не встречал.

Похоже, по части нравов и вкусов наши соседи уж точно застряли в 90-х. К счастью, эта похожесть – тоже иллюзия. Нигде они не застряли: просто, продолжая строить лавочный капитализм сегодня, как и 20 лет тому назад, общество естественным образом оказывается под влиянием вкусов и нравов тех, кто этот капитализм строит – мелких лавочников (рыночных торговцев, народных бандитов и т.п.).

А все эти «Кайенны», по-газам-со-светофора, черные шмотки и голда-с-палец суть неотъемлемые атрибуты лавочной народной цивилизации. Так что придется уж потерпеть ради построения светлого капиталистического завтра :)