НДС: Шулер по имени JOBS

Есть в Соединенных Штатах отвратительная традиция, про которую все знают, однако терпят десятилетиями. Метафорически (ни в коем случае не буквально) традицию эту можно назвать законодательным терроризмом.

Смысл законодательного терроризма в периодическом возникновении ситуаций в стиле амок: когда народных избранников клинит на ровном месте и они в состоянии то ли массового помешательства, то ли под воздействием коллективного галлюциногена, выдают на гора такие законодательные акты, после которых история разворачивается на 180 градусов. 

Самым известным казусом законодательного терроризма, безусловно, является Закон о Федеральном Резерве от 23 декабря 1913 года, передавший в нарушение Конституции контроль над эмиссией в частные руки. Истории, однако, известно и множество других, может быть, не столь одиозных, но не менее вредных инициатив: Закон Робинсона-Патмана (1936), обложивший дикими санкциями супермаркеты; Закон о патриотизме (2001), ликвидировавший росчерком пера добрую половину демократических завоеваний Америки; Портовый закон (2006), в который каким-то  невероятным вывертом ума умудрились запихать запрет гэмблинга в интернете.

Я вовсе не хочу сказать, что американские конгрессмены и сенаторы занимаются осознанным вредительством и мешают здоровому развитию нации. Боже упаси! В стенах Капитолия было принято множество законодательных инициатив, которыми может гордиться не только Америка, но и все человечество. Проблема в определенных издержках в механизме прохождения законов и процедур голосования, которые позволяют периодически утверждать совершенно одиозные законодательные инициативы.

Пару месяцев назад я писал о (пока что) провалившейся попытке протолкнуть законы SOPA и PIPA, расширяющие репрессии Patriot Act на виртуальное пространство интернета. Сегодня мы снова оказались на пороге глобального потрясения, которое неминуемо изменит мир в том случае, если 20 марта (завтра) Сенат утвердит очередную инициативу законодательного терроризма.

Закон под хитрым акронимом JOBS расшифровывается как Форсированный запуск наших бизнес-стартапов (JumpStart Our Business Startup Act) и якобы направлен на стимулирование экономики и создание новых рабочих мест – лукавая мантра, которой беззастенчиво манипулируют все политики без разбора. 

Пафос JOBS  – облегчить начинающему бизнесу поиски финансирования, которое сегодня находится в жестких рамках государственного контроля и надзора. 

Современный американский финансовый и фондовый рынки покоится на двух китах: Законе о ценных бумагах (Securities Act) и Законе о банках (Banking Act) – оба датированы 1933 годом. 

Меня часто спрашивают студенты, почему дидактический материал в учебной программе школы трейдинга vCollege не меняется годами. Я всегда с гордостью отвечаю, что, к счастью, в отличие от прочих нездоровых фондовых рынков мира, американский отличается удивительным консерватизмом: практически вся работа бирж регулируется сегодня законами 1933 года!

Закон о ценных бумагах и Закон о банках явились плодом тяжелого похмелья Великой Депрессии, которую вызвал к жизни биржевой беспредел roaring twenties, увенчанный «Черным вторником», катастрофой 1929 г. Пафос этих законов – в защите рядовых инвесторов от возможных злоупотреблений со стороны бизнеса, что отразилось в длинном списке ограничений по способам внешнего финансирования, правил первичной и дополнительных эмиссий ценных бумаг, а также разделений по разрешенным родам деятельности. 

В частности, основой Закона о банках были четыре положения, выделенные в т.п. Закон Гласса-Стигалла, которые категорически запрещали банкам, работающим с деньгами частных граждан, заниматься еще и инвестиционно-биржевой деятельностью. 

Первая победа профессиональной тусовки была одержана в 1999 году, когда банковскому лобби удалось протащить через Конгресс и Сенат т.н. Закон Грэмма-Лича-Блайли (Gramm–Leach–Bliley Act), который де факто упразднил Закон Гласса-Стигалла.

Результатом этой «победы» стали все ужасы финансового беспредела, которыми мы сегодня в полной мере наслаждаемся: секьюритизация всего и вся, создание деривативов второго, третьего и четвертого уровня, пузыри, плавно перетекающие из акций в ипотеку и обратно, наконец, финансовый крах осени 2008 года и его затяжные последствия.  А все потому, что освободившись от контроля, банки принялись одной рукой собирать деньги у населения, а другой – запускать их в биржевые спекуляции.

Закон JOBS (его технического название сегодня HR3606) продолжает дальнейший развал ограничительных актов 1933 года и максимально снижает планку для сбора денег начинающими компаниями вне биржевых площадок.  

Его основные положения выглядят следующим образом: 

– Компании получают право использовать рекламу и прямое почтовое обращение с целью привлечения средств уполномоченных инвесторов (accredited investors – статус, которые предоставляется частным лицам либо семье, чье состояние без учета недвижимости составляет не менее 1 миллиона долларов, а доход – от 200 тысяч долларов) в частные (нерегулируемые) предложения акций;

– Компании получают право собирать средства в интернете на сумму до 2 миллионов долларов, правда, не более 10 тысяч с одного частного инвестора (любого, а не только уполномоченного). Не смотря на то, что частный инвестор не может выделить более 10 % в частное размещение одной компании, закон не запрещает ему вложиться хоть в 10 разных компаний, тем самым, пустив все свои сбережения в спекуляцию;

– Закон запрещает биржевым регуляторам штатов производить регистрацию и требовать разглашения финансовой отчетности от компаний, занимающихся сбором средств в интернете;

– Создается новая категория – т.н. «компании начинающегося роста» (emerging growth companies), которые на пять лет освобождаются от ограничений по контролю за эмиссией со стороны Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). Требование к компании начинающегося роста – 1 миллиард долларов годового оборота и эмиссия публично торгуемых бумаг, не превышающая 700 миллионов. Под это определение сегодня подпадают практически 99 процентов всех IPO. Это значит, что на пять лет они полностью выходят из под контроля и надзора SEC;

– Компании начинающегося роста обязуются предоставлять общественности бухгалтерскую отчетность за два года (вместо ранее – трех), а также отказываться от требования провести внешнюю проверку независимым аудитором;

– На компании начинающегося роста не распространяются требования Закона Додда-Фрэнка об обязательном голосовании акционеров для выплаты денежных компенсаций и «золотых парашютов» собственным управленцам.

Это лишь начало либеральных послаблений и устранения контроля общественности за эмиссией и деловой активностью компаний, чьи акции находятся в публичном обращении. Но и их достаточно, чтобы стало ясно: золотой век Остапов Бендеров опять вернулся! Можно только догадываться, каких масштабов достигнет одурачивание наивных обывателей сегодня – в эпоху тотальных коммуникаций.

В минувший четверг Палата представителей Конгресса практически единодушно утвердила HR3606. За принятие закона проголосовало 222 республиканца и 168 демократов. Против высказалось только 23 демократа (президент Обама высказался за принятие JOBS). Боюсь, завтра не случится чуда SOPA / PIPA и Сенат поддержит коллег из нижней палаты. 

Как следствие –  уже в этом году мы сможем насладиться повальной агитацией на просторах мировой компьютерной сети за покупку «чудо-акций» никому неведомых, однако «гениальных  стартапов». Сколько шарлатанам удастся собрать денег по всему свету (зная повадки Рунета, почти не сомневаюсь, что наши соотечественники составят передовой отряд камикадзе  в лохотроне), можно только с ужасом догадываться. 

Какая часть этих собранных денег пойдет не на обогащение аферистов, а на создание новых рабочих мест в Америке (ради чего, собственно, и нагородили огород с JOBS)? Предлагаю читателям пофантазировать самостоятельно.

Ну а пока: добро пожаловать в шальные 20е! Back to the roaring Twenties!