037. Тони Моррисон
Поначалу хотел назвать пост “Почему я не буду никогда читать Тони Моррисон”, но потом все-таки решил не усложнять и позволить читателю самому домыслить тему до угодного ему конца.
Пару дней назад узнал о существовании писателя Тони Моррисон. Вернее, не писателя, а писательницы, потому что имя это – псевдоним Хлои Арделии Уоффорд. Псевдоним на мужской лад a-la Жорж Санд.
Следом я узнал, что Тони Моррисон не просто 82-летняя негритянка, но лауреат Нобелевской премии по литературе (1993 года) и еще Пулитцеровской премии (1988 года) – то есть двух самых престижных творческих знаков отличия в мире. “Ну ничего себе!”, подумал я и решил копнуть глубже.
Глубже оказалось даже интересней. Тип литературы, которую делает Тони Моррисон, называется “афроамериканская литература”. Это что еще за зверь? Никогда не слышал. Реализм – слышал. Романтизм – слышал. Экспрессионизм – слышал. И даже дадаизм – слышал. А “афроамериканской литературы” – никогда не слышал.
Первое, что пришло в голову: речь идет о какой-то разновидности столь популярного в Новом Свете “магического реализма”, еще известного как “латиноамериканский реализм”. Наверное, “афроамериканская литература” – это тоже какой-то вариант на тему украшения тоскливой реальности элементами фантастики, которую обитатели Нового Света щедро черпают из местного фольклора и вудуистических культов.
Так оно и оказалось. Однако ж – с изюминкой. Любимые писатели Тони Моррисон – Лев Толстой и Джейн Остин, поэтому игры с Вуду в ее творчестве тесно переплетаются с реализмом и акцентами на психологизм, присущий европейской классической литературе. Как пишут знающие люди: “Ее романы – не о межрасовых отношениях, а об отношениях между людьми. Залог ее успеха – свободное владение двумя художественными формами: фольклорной традицией афроамериканцев и европейской модернистской литературной традицией”.
Ну, раз пошла такая пьянка, мне реально захотелось посмотреть, что же такое живописует Тони Моррисон в своих лавроносных произведениях. Желание это подкреплялось и столь немаловажным фактором, как мое почти религиозное преклонение перед Фланнери О’Коннор, моей любимой американской писательницей (в свое время я перевел на русский язык один из ее рассказов, который с гордостью и радостью представлю завтра читателям в очередном посте Пены дней).
Допускаю, что если бы мне на глаза попалось описание какого-нибудь другого романа Тони Моррисон, я бы – чем черт не шутит! – может, даже подвинул свой длиннющий список литературы к прочтению, составленный на годы вперед, и взялся бы за чтение негритянского оригинала. Но мне не повезло, на глаза попалось то, что попалось, и – разумеется – после ТАКОГО я эту литераторшу читать не стану ни за какие коврижки.
Роман, который принес Тони Моррисон мировую известность, стал бестселлером, получил Пулитцеровскую премию и был включен американцами в список 100 своих лучших произведений ХХ века, называется “Beloved” (Возлюбленная). Кульминация романа – убийство рабыней Сэт (Sethe) собственной дочери.
Тони Моррисон на протяжении 270 страниц книги развивает идею того, что Сэт убила своего ребенка (собственно, рабыня пыталась убить всех четырех своих детей, но успела лишить жизни только старшую дочь) во имя спасения ее от рабства. Причем эта ментальная вакханалия подается еще и как реальная история, случившаяся в штате Огайо в 80-х годах XIX века!
Проблема, однако, в том, что в реальности Сэт была не типологической ходулей для идеи Великого Свободолюбия, якобы присущего американским неграм, как то хотелось представить Тони Моррисон, а самой обыкновенной и заурядной сумасшедшей. И поступок ее – акт печального безумия, а не какого-то трансцендентального стремления к свободе.
В этом сюжете меня даже не покоробило, а ужаснуло вопиющее безвкусие негритянской литераторши. Тут не нужно ничего дискутировать и обсуждать, потому что тема не подлежит обсуждению в принципе. Либо вы ощущаете это безвкусие и дикость на уровне подсознания и интуиции, либо не ощущаете. Глядя на то, как упивается творчеством Тони Моррисон 300 миллионов американских людей, я понимаю всю маргинальность собственного мировосприятия и потому ничего не хочу навязывать читателям. Решайте сами, как оценивать эстетику этой эксцентричной почитательницы Толстого и Остин.
Послесловие
В свое время я активно заигрывал с одним из множественных возможных путей бхакти-йоги – шиваизмом. Мне и сейчас очень импонирует эта инкарнация божественного в индуизме, и я внутренне ощущаю свою близость именно к разрушительному аспекту Тройственной Энергии (созидателя Брахмы – хранителя Вишну – разрушителя Шивы). Однако мне хватило единственного пассажа из катехизиса Свами Шивананды “Господь Шива и его почитание” , чтобы навсегда отбить желание даже смотреть в направлении Шайва-дхармы.
Вот этот пассаж: “Однажды случилось так, что Господь Шива в облике Вайравара пришел к его дверям за подаянием. Как раз в это время Сирутондар ушел на поиски шива-бхакт, чтобы накормить их. Вайравар немного подождал, и вот наконец вернулся Сирутондар, весьма разочарованный, так как он не нашел ни одного садху, чтобы разделить с ним трапезу. К его великой радости Вайравар ожидал у порога. Тогда Вайравар, выразив желание пообедать в его доме, предупредил, что сделает это лишь в том случае, если Сирутондар удовлетворит его требования. Получив согласие, Вайравар сказал, что он хочет приготовленного на обед мальчика пяти лет, здорового и не обладающего никакими изъянами ума и тела. Хотя поначалу бхакта был ошеломлен, не зная, как достать требуемое, в конце концов он удачно решил предложить своего собственного сына Сиралана для пиршества Вайравара.
Муж и жена вместе поспешили приготовить требуемую пищу, мать держала сына на коленях, в то время как отец перерезал ему горло, и они употребили для приготовления блюда все части тела, кроме головы. Но даже она была чудесно приготовлена после того, как Вайравар дал на это согласие. Когда все было сделано, Сирутондар и Вайравар принялись за еду. Но внезапно Вайравар остановился и отказался принимать пищу до тех пор, пока сын Сирутондара не сядет бок о бок с отцом за еду. Хотя Сирутондар сказал Вайравару, что присутствие его сына в данное время было бы неуместно, Вайравар все же настаивал. Сирутондар встал и с усилившейся преданностью и непоколебимой верой в Господа вышел из дома и громко позвал по имени своего сына Сиралана, как если бы мальчик возвращался домой из школы. Но, к его удивлению, сын откликнулся на зов и побежал к нему с другого конца улицы, как будто бы из школы. Вместе с сыном вошел он в дом. Но теперь там не было ни приготовленной плоти, ни Вайравара. Куда же они делись? Но вместо этого Господь Махадева появился там со Своей супругой Парвати в сопровождении Господа Субрахманьи, и Он благословил мужа и жену за их сильную любовь к Нему, и забрал Сирутондара и его семью с Собой. Так был вознагражден бхакта, предложивший плоть своего сына для трапезы садху.
Да достигнете все вы глубокой любви и веры в Господа! Да низойдет на всех нас благословение Сирутондара!”
Я, конечно, понимаю, что перед нами чистая метафора, призванная демонстрировать глубину любви и преданности Господу. Но так уж я неправильно слеплен, что мне подобные метафоры омерзительны. Равно как мне омерзительны и метафоры Тони Моррисон с ее рабынями, отнимающими жизнь у собственных детей во славу Великой Свободы.
Могу только подписаться под словами Левона (из его первого коммента).
“Не совсем одно и то же. Например это еще можно отнести к истории Авраама, но не к истории с Шивой”
Левон, а чем они отличаются? Мне как-то непонятно. Разумеется, для бога неважно, умер сын и был оживлен, или рука с ножом остановилась в миллиметре от сердца.
[quote=Валентин Филиппов]Да, слепая вера. Однако для иудейского бога достаточно решимости, поджаривать сына в реальности он все-таки не требует.[/quote]
Да ничего подобного. Авраам убил сына, просто господь отменил это в последний момент. Разницы с Шивой – никакой, ИМХО. Садизма слегка побольше, максимум.
[quote=Валентин Филиппов]
Кого любишь, тому, безусловно, веришь, доверяешь. И “слушаешься” Его не из-за субординации, а из-за доверия: Он знает в миллиард раз больше, чем ты, любит тебя, и потому плохого не посоветует.
[/quote]
Нет, секундочку. Яхве слушались просто по факту признания его богом. После этого неуместен сам вопрос, кто больше знает или к кому больше доверия. Доверие есть только к богу. Он знает. Все остальные не знают НИЧЕГО. Нуль. Никаких сотен миллиардов – ведь это значит, что есть одна стомиллиардная вероятность того, что я прав, а бог нет. А такого не будет – я нуль, ничто, и все, что у меня есть – это вера. Аврааму должно было быть совсем нетрудно приносить сына в жертву – ведь у него и не должно было быть никакого сына, семьи, и прочего. У него была только вера. Что он и доказал. И только такая вера может служить реальной опорой в полном соблазнов мире.
Вы скажете, что Христос изменил ситуацию. Может быть , и так. Мне, однако, кажется, что любовь Христа и послушание Яхве – это по сути одно и то же. Это полная, абсолютная готовность довериться богу, только в одном случае она проистекает из любви, а в другом – потому что так положено. Но само понятие “любовь” здесь слишком неопределенно и расплывчато, ИМХО. Для того и употреблено,что для большинства людей – особенно новых времен – это синоним высшей мотивации, абсолюта. А в глубине – вера, то есть послушание.
Андрей, думаю, Авраам Исаака поджарить не смог бы. А уж голову его вкусно приготовить – тем более. Это выше иудейских сил :)
По второму комменту — да, конечно, Христос пришёл и все изменил. Тот самый “договор” с человеком. И в доказательство этого, не сказал “вы должны жертвовать собой ради других, ради правды”, а сам поступил так и подал пример.
Любовь в этом случае – понятие абсолютно конкретное и определенное. Главное её отличие от послушания — в том, что она не может быть навязана. Любить может только свободный человек, сам.
[quote=Валентин Филиппов]
Любовь в этом случае – понятие абсолютно конкретное и определенное. Главное её отличие от послушания — в том, что она не может быть навязана. Любить может только свободный человек, сам.[/quote]
И послушание не может быть навязано. Любой может сказать – отвергаю я этот ваш завет с богом. Чего я слушаться-то буду?
И любовь несвободна. Если кара за ее отсутствие – веяные муки, что же это за свобода?
Впрочем, ИМХО, мы уходим от темы колонки. Странное у вас восприятие – убить, значит, сына веры хватает, а пустить его на котлеты – нет? Вам не кажется странным, что предрассудки по поводу того, как надо хоронить труп, сильнее решения об убийстве близкого человека?
И опять-таки, о силе веры. Если Авраам мог убить за веру, значит вера для него была важнее любви к сыну – грубо говоря. Вот этого, как я понимаю, не принимает СГ.
[quote=Валентин Филиппов]Любить может только свободный человек, сам.[/quote]
самое крамольное для любой религии, и самое ценное по своей сути определение. В словарик бы его, да в школьную программу.
Андрей, суть того, что изменил Христос — в отмене правил и палки.
Раньше Бог говорил с людьми как с неразумными детьми: так делать можно, а так нельзя. За ослушание – кара!
Христос же пришел не для того, чтобы сказать: вот вам еще новое правило. Он сказал: дело не в правилах. Единственный путь для человека — быть с Богом, а иначе он будет глубоко несчастлив как на Земле, так и на Небе. Богу вовсе не нужно нас наказывать, мы это делаем сами.
[quote=Валентин Филиппов]Андрей, суть того, что изменил Христос — в отмене правил и палки.
Раньше Бог говорил с людьми как с неразумными детьми: так делать можно, а так нельзя. За ослушание – кара!
Христос же пришел не для того, чтобы сказать: вот вам еще новое правило. Он сказал: дело не в правилах. Единственный путь для человека — быть с Богом, а иначе он будет глубоко несчастлив как на Земле, так и на Небе. Богу вовсе не нужно нас наказывать, мы это делаем сами.[/quote]
Я не пойму, в чем разница. Раньше бог, как строгий папа, говорил – если что – выпорю! Потом, как добрая мама – если не будешь хорошим, не будешь любить мамочку, будешь несчастным! Принуждение и там, и там.
Разница простая: во втором случае принуждения нет. Если хочешь быть несчастным, пожалуйста — молния с неба тебя не ударит. Но “мама” говорит – не втыкай себе гвоздь в палец, будет больно. И за это ей — спасибо. Мне кажется, таким советам вполне стоит следовать :)
Разница между случаем с Авраамом и случаем с Шивой таки принципиальна, Андрей и по двум причинам , которых я уже касался. Во первых Яхве абсолют, то есть в принципе не может быть неправым, а вот Шива ни разу не абсолют. Безусловное подчинение абсолюту это одно, а такое же безусловное подчинение тому кто неизмеримо выше тебя, но при этом делает кучу своих ошибок это совсем другое.
Во вторых Аврааму сталкивается с божей волей напрямую. То есть Господь как бы сам говорит о некоем форсмажоре который отменяет им же самим установленное представление о должном. А в случае с Шивой последний тихарится до самого момента и наблюдает таким образом как человек соблюдает заповеданное ему, и при этом ставит перед ним этический выбор самого дурного толка.
Общее в этих ситуациях только то что в обоих случаях человек ставится в ситуацию когда перестает быть самим собой. Вот это то и является самым сомнительным в обоих случаях. Особенно в случае с Авраамом( с Шивой то все можно объяснить иерархией доминирования, никакой любви там нет) Абсолют не находит варианта в котором может проверить преданность человека, не уничтожая его этику? Да что там… Абсолют не может найти какого либо варианта?
Какой же он тогда абсолют? Не забываем что дело происходит до крестной жертвы, то есть до умаления Господа до человека из любви к нему. Авраам имеет дело непосредственно с абсолютом. Как хотите но я этого не понимаю. ( ситуация с Шивой то как раз проста и понятна)
Я так понимаю, Сергей Михайлович, “пятую печать” это обсуждение спровоцировало? Хорошая получилась пена. :)
[quote=Левон Тер-Григорян]Разница между случаем с Авраамом и случаем с Шивой таки принципиальна, Андрей и по двум причинам , которых я уже касался. Во первых Яхве абсолют, то есть в принципе не может быть неправым, а вот Шива ни разу не абсолют. …
…Абсолют не находит варианта в котором может проверить преданность человека, не уничтожая его этику? Да что там… Абсолют не может найти какого либо варианта?[/quote]
Что же, выходит, Бог тоже не Абсолют, раз ему требуются доказательства любви такими способами? В Ветхом Завете так и есть, Бог там не Абсолют, либо Авраам его “слышал” плохо, либо не понимал. Думаю, как раз против этого и восстал Иисус, показав, что не нужно убивать ближних и далёких ради любви к Богу, а любить их.