НДС: История АвтоВАЗа в картинках

Почему детские книги обильно иллюстрируют? Да что там детские! Почему в Соединенных Штатах самой большой популярностью среди взрослых пользуются комиксы?

Потому что наглядно! Нет более выразительной формы для восприятия информации человеком, чем соединение текста и изображения. Можно сколько угодно изводить абзацев строгими научными формулами и неопровержимыми логическими доказательствами: половина читателей заскучает на полпути, другая, хоть все и поймет, но все равно не сумеет подавить зевок.

Текст, дополненный картинками, не только более доходчив, но еще и лучше запоминается. Сколько бы аксиом и теорем пишущий человек не запустил в подкорку читателя, большая их часть все равно потеряется уже к концу дня. Другое дело – изображения: они обладают удивительной способностью подолгу застревать в памяти, всплывая затем при каждой подходящей оказии.

Продемонстрирую сказанное на примере свежей новости: в начале мая Альянс Renault-Nissan создал с «Ростехнологиями» совместное предприятие, в котором французско-японские люди впервые получили контрольный пакет акций «АвтоВАЗа» (67,13% ). За это счастье Renault-Nissan заплатил «два конца», то есть двойную цену за каждую акцию.

До этой сделки у иноземцев было 25 процентов «АвтоВАЗа», у знатный автомобилестроителей инвестиционной компании «Тройка Диалог» 20 %, у государства (в лице «Ростехнологий») – 29 %.

После учреждения нового СП, финансисты заслуженно уйдут на покой, франко-японцы получат контрольный пакет, а государство скромно будет довольствоваться минимальной блокирующей долей и даже согласится и дальше терпеть неопределенное время в будущем невыплаты со стороны производителя «народных автомобилей» по и без того льготным (совсем беспроцентным 46 миллиардам рублей) кредитам.

Вот такая вот знатная новость. Запомнили? Да? Хорошо. А что запомнили? Что останется в памяти читателя после прочтения такого телетайпного сообщения?! Цифры, разумеется, вылетят из головы вольными канарейками уже через 15 минут. Общее же впечатление от информации – если и не абсолютный ноль, то уж ноль с палочкой максимум. О пользе вообще не говорю – ее нет никакой в природе.

Почем нет ни впечатлений, ни пользы? Дело, конечно же, не в АвтоВАЗе, а в изъянах информационной журналистики, которая заваливает потребителя лавинами информационного мусора – бессмысленного, лишнего, тупого и даже вредного для здоровья.

Всегда был убежден, что журналистика должна быть аналитической. И главное – не в дополнение к бесполезной и вредной непережеванной информации, а вместо нее! Будь моя воля, я бы перекрыл вентили для любого новостного потока, не несущего оценочной нагрузки.

Только поймите меня правильно: под оценочной нагрузкой я понимаю не попытку навязать читателю собственное мнение или преподнести информацию тенденциозно, задействуя все приемчики современной пропаганды (фигуры умолчания, искажение пропорций и проч.), а сопровождение сообщения такими атрибутами, которые бы позволили читателю самостоятельно делать выводы. Собственные выводы, которые, кстати, и запоминаются лучше.

Иллюстрирование текстового материала как раз и является одной из самых действенных форм оценочной нагрузки информации. Продемонстрирую мысль примером с АвтоВАЗом.

Представьте себе, что вы прочитали сообщение о создании СП между Альянсом Renault-Nissan и российской стороной не в сопровождении бессмысленных фотографий с изображением костюмированных чиновников, трясущих друг другу руку и сладко улыбающихся в камеру, а на фоне, скажем, вот этого графика:

Читатель, сопоставивший текстовую информацию с подобной картинкой, крепко задумается, почешет репу мозга и как минимум пожелает углубить познания в данной области: «Что за черт?! Вместо радостного энтузиазма рынок реагирует беспощадным и незаслуженным избиением!»Перед нами реакция российской биржи на подписание соглашения по новому СП «АвтоВАЗа». Говорящая картинка, не правда ли? Фондовый рынок отреагировал на «радостное» событие, связанное с передачей непутевого автопроизводства в хозяйственные руки одного из самых умелых и успешных грандов мирового автопрома, чудовищным обвалом котировок акций «АвтоВАЗа», затмевающим даже трагедию JP Morgan Chase, которая развивается с минувшей пятницы.

Так ли – незаслуженным? И вот тут хороший журналист должен протянуть читателю руку помощи и дополнить информацию чем-то еще. Чем? Другими картинками – это же лежит на поверхности!

Взгляните на десятилетнюю летопись «АвтоВАЗа», построенную на сопоставлении ключевых вех с реакцией на них национального фондового рынка, и много для вас окончательно прояснится. Вот график котировок AVAZ с 2000 года:

– Начало 2000-х годов – окончание криминальной войны за контроль над «АвтоВАЗом», в ходе которой погибло более 500 человек, среди которых: криминальные авторитеты, бизнесмены, сотрудники милиции, журналисты, общественные деятели, руководство завода (А);А вот ключевые вехи (в скобках указаны цифровые привязки события на графике):(кликните для увеличения)

– 2002 – 2004 гг.: на фоне стабильно низких объемов производства «АвтоВАЗ» разыгрывает свои «лады» по лотерее (В);

– Декабрь 2005 года: после ухода в отставку председателя совета директоров В. В. Каданникова, происходит окончательное устаканивание собственности в «АвтоВАЗе» («дочки» – «AVVA», «ЦО АФК», «ИФК» – контролируют 64 % акций, в то время, как сам «АвтоВАЗ» держит 86 % акций «AVVA», а «AVVA» вместе с «АвтоВАЗ» владеет 60 % акций «ЦО АФК»). Биржа реагирует на раскуренную трубку мира беспрецедентным двухлетним спуртом котировок (С);

– Февраль 2008 года: Renault покупает 25 процентов акций "АвтоВАЗа" за миллиард долларов. В любом нормальном государстве, нормальной экономике и при нормальной бирже подобное сообщение было бы отмечено колоссальным ростом котировок ценных бумаг автопроизводителя. Любые возражения о якобы дисконтированной информации (Renault вела переговоры на протяжении всего 2007 года) сходу отметаются, потому что речь идет не об одноразовом позитиве, а о долгосрочном улучшении производственных перспектив бизнеса. Чего стоит одна возможность наладить производство полноценных автомобилей и продавать их по всему миру. Подобная реакция, однако, характерна для нормальных стран и экономик. На российской бирже после покупки Renault акций автопроизводителя начался чудовищный и опять же беспрецедентный обвал котировок. При большом желании можно, конечно, приурочить обвал акций «АвтоВАЗа» к банкротству Bear Stearns в Америке (D);

– В начале 2010 года становится окончательно ясно, что любая вражеская интервенция успешно нейтрализуется соотечественниками: Renault и Nissan планируют 300 миллионов евро инвестиций, передают технологии, знание и опыт, наши же люди все контролируют – идеальная ситуация, результатом которой становится мощный взлет акций «АвтоВАЗ» на бирже. Это при том, что долг поставщикам приблизился к 20 миллиардам рублей, а производство за 9 месяцев 2009 года упало на 43,5 % к соответствующему периоду предыдущего года (E);

– О создании нового СП, в котором контроль перешел опять к иностранцам, читатели уже знают. Биржа отреагировала на очередную опасность обвалом котировок (F).

Не хочу делать за читателей выводы, просто поделюсь собственными впечатлениями, которые появились после сопоставления текстов с картинками: самое главное в событиях вокруг «АвтоВАЗа» – это вопрос собственности. Фондовый рынок не интересуют не перспективы производства, ни престиж отечественного автопрома, ни показатели продаж автомобилей. Единственная забота – у кого бабки и контроль?! Если ближе к телу – котировки растут, если контроль отдаляется или совсем теряется – случается обвал.

О чем это говорит? Собственно, об «АвтоВАЗе» – ничего, потому что с ним давно уже всем все ясно. Ну а биржа в очередной раз предоставила неопровержимые доказательства того, что она у нас не имеет ни малейшего отношения к реальности.